Инструмент осмысления...

Еще С. Лем подметил, что "в европейской культуре смерть стала дичать": из религиозно осмысленного феномена, смерть стала фигурой умолчания и каким-то количеством чисто ритуальных образов.
Общество смерть практически не осмысливает. Человек должен жить как можно дольше (я поддерживаю эту идею двумя руками, без всяких шуток), но потом возникает как бы пустота.
Нет, на экранах - смерти и сколько угодно. Рубят головы и сжигают, расстреливают и вешают. Маньяки и палачи, герои и проходимцы, неосторожные водители и просто дегенераты на производстве - в шоу работают все. Однако же люди меньше всего осмысливают смерть, когда видят супергероя, продирающегося сквозь толпу врагов. Это профанация в чистом виде.
Обвинять в этом материализм и всевозможных социалистов - так же глупо, как обвинять их в  бутлегерстве - "одичание" смерти распространилось по всему цивилизованному миру, вне зависимости от концентрации "социализма". Штаты и Китай, Бельгия и Португалия, Норвегия и Новая Зеландия, послевоенная Япония - везде, где люди живут в условной парадигме 20 века, там настоящая смерть отодвигается за кулисы, а на сцене пляшут зомби.
Тут, разумеется, присутствует слабость современного цивилизованного общества. Фанатики всех мастей, у которых наготове именно религиозное осмысление смерти, могут пользоваться этой слабостью. Тут и камикадзе, и разнообразные смертники, и само воздействие террора на массы. И, кстати, попытка осмыслить смерть только в  религиозном контексте (даже вполне умеренном, скажем, православном), чтобы это осмысление произошло не в уме одного человека, а распространилось на все общество - сейчас мало реальна.

Так вот, 9 мая, поминовение павших и подвигов - стало одним из немного инструментов осмысления смерти. Люди самых разных возрастов, уровня ума и образования, задают себе вопросы - что это значит, смерть, как я смогу её встретить, достойно ли я буду выглядеть на фоне предков. Эти вопросы чаще всего скрыты, они прячутся внутри других (например, можем ли мы сейчас воевать...), их редко проговаривают вслух и практически никогда не говорят с трибун. Ведь праздник...
Но все равно - понимание, что этот праздник куплен дорогой ценой, и что не всякие мгновения радости можно оплатить деньгами - заставляет людей задумываться.

Когда реклама предлагает новый шоколадный батончик, мыслей существенно меньше...

  
Жму руку, Стас. Ты написал то, что я не захотел писать.
Впервые я с твоим постом согласен больше чем полностью - значит мы одной крови (вазомоторной жидкости, или что там у АМС?:)
Память.