beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

"Ловец человеков" Н. Попова

cover (1)

Повествование о гуманной и совестливой инквизиции.

Живым, современным языком излагается первое дело молодого и ретивого инквизитора, отягощенного человеколюбием. То есть "не бойтесь убить тела, душ убить не могущие" - не про него. Совсем. И не про его коллег. Идея о том, что грешника надо психологически обработать и привести к раскаянию, настолько пропитала организацию, что просто так уже никого не казнят (вообще стараются не казнить) и даже испытают определенные комплексы по поводу старых, тоталитарных, времен. Хотя время от времени не брезгуют припугнуть народец старой репутацией (не перевелись еще торквемады в наших рядах). В организации применяются настолько совершенные методы вправления мозгов - усовествляют - что даже детоубийцы и юные потрошители становятся на путь истинный, и соревнуясь друг с другом, идут в мир, бороться с грехом и нечистью.

Получив ряд доносов из глухой деревушки, поговорив с приезжим священником, юноша, преисполненный служебного рвения, отправляется к черту на рога, искать стригов (вомперов, стало быть). Юноша сей, являет собой интересную смесь из удалого американского детектива (не хватает зубочистки), советского лейтенанта в структуре МВД 1970-х (идеалист, домашний мальчик, пошел служить, а тут воруют, что делать он совсем не знает, лишь анонимками лютует) и пригоршни слов, которые должны показывать его средневековую сущность. Получается не очень. Особенно порадовала сцена, явно скопированная с американских боевиков: следователь тормозит пару солдат, показывает жетон, требует машину, чтобы один взял его послание и отправился в город, не передавая упомянутое послание вообще никому постороннему, чуть не до папы римского включительно.

Разумеется, перед нами стилизация, относиться к которой слишком придирчиво - нельзя. Как парижские дамы 17-го века описывали светское общество под видом древних римлян (какая уж там достоверность), так и многие современные авторы, пишут детективы, заимствуя из прошлого часть словечек и атрибутов, но совершенно не заботясь о реалистичности. Главное - это хорошая партия и немножко экзотики. А сколько клеточек на доске, и как ходят кони - вторично.

С этой точки зрения роман вполне получился. Читателям последовательно  представляются фигуры, наводится на них подозрение, меняются мотивы, нагнетается обстановка. Враг рода человеческого и черный пиар - как бы присутствуют. Боевая часть тоже имеет место быть, хотя со странным арбалетами и подозрительной осадой замка - явный перебор.

Словом, как тексты Акунина про современную Россию изначально кажутся аппликациями и набивными поделками, так и тут, Германия той эпохи есть чистая условность, произведение художника-кубиста.

Дается первая история из жизни героя, у него появляется помощник (Санчо-Ватсон), обозначено энергичное и мудрое начальство, почти безграничный архив (по словесному портрету могут найти биографию бродяги?), коварный противник, имеется предатель. Наведение порядка в Европе - это ведь на дюжину романов растянуть можно.

Интересно ли читать?

Если хочется  только развлечения - да. Легкая вещь во всех смыслах этого слова.

Если хочется хоть немного чего-то узнать про ту эпоху - не уверен ??? Стандартизированный Новый завет, который есть рукописный, но одинаковый у всех инквизиторов в немецких землях, отчего инквизиторы пользуются им, как шифровальной книгой - это как? Мотивы персонажей, социальная структура, экономика, структура мира - все это подгоняется под морально-эстетические нормативы автора. Герой - это абсолютная противоположность Мордимера, слуги божьего, так фактурно и брутально описанного Яцеком Пекарой. И мир тоже - няшно-интеллигентный.

Если хочется моральных терзаний, мыслей глубоких, сомнений - тоже мимо.

Tags: Литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 33 comments