beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Categories:

По поводу отличия "информации" от "знания"

Информационная и знаниевая революции: сравнительный анализ концепций

Бурякова, Ольга Сергеевна

"На защиту выносятся следующие основные положения.

1) В социально-гуманитарной науке второй половины XX века сформировалось несколько концепций, утверждающих, что в современных развитых странах происходит формирование принципиально нового типа общественной организации - «постиндустриального общества», «информационного общества» или «общества знания». Проведённый анализ данных концепций позволяет прийти к выводу, что они исходят из разных методологических и теоретических посылок, выделяя в качестве доминирующего критерия социальных трансформаций — технологический, экономический, критерий изменения структуры занятости, инновационный, критерий «информационного взрыва», критерий изменения сознания и некоторые другие. Однако, несмотря на некоторые принципиальные расхождения, практически все авторы сходятся во мнении, что сегодня особую роль во всех сферах жизни приобретает информация, поэтому сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать как информационную революцию, которая стала возможной благодаря активному развитию информационных технологий.

2) Понятие информационная революция не имеет в современном научном дискурсе однозначного толкования. Его содержание можно прояснить путём сопоставления с рядом сопредельных понятий, таких как «техническая революция», «технологическая революция» и «научно-техническая революция». В широком смысле, под информационной революцией можно понимать все имеющие место в истории человечества коренные изменения в технологических основах хранения и передачи информации (формирование человеческого языка, изобретения письменности, печатного станка и современных информационных технологий). В узком смысле, информационная революция представляет собой часть научно-технической революции, которая начала своё движение с середины XX столетия, т.е. выступает как специфический феномен, характеризующий современную социокультурную ситуацию. В связи с терминологической неопределённостью в использовании данного понятия, а также тем, что большинство авторов, используя термин «информационная революция», основной акцент делают на технико-технологической стороне этого процесса, возникает теоретико-методологическая необходимость раскрыть его содержательную сторону. С этой целью, на наш взгляд, уместно введение и использование понятия «зна-ниевая революция», которое отражает качественные изменения в способах продуцирования нового знания.

3) Для раскрытия сущности феноменов информационной и знаниевой революций и их сравнения, необходимо развести понятия «информация» и «знание». Рядом исследователей было предложено понимать информацию в качестве одного из основных элементов бытия, также информацию трактовали как «отрицание энтропии», «передачу разнообразия», «меру сложности структур», «вероятность выбора» и т.п. Наибольшее признание получили разработанные К. Шенноном методы количественного измерения информации. Значительным недостатком данных методов стало то, что они оказались абсолютно индифферентными к содержанию той информации, которую описывают. В связи со сложившейся ситуацией в гуманитарной науке созрела необходимость дифференцировать понятия «информация» и «знание». Информация является «лишь намёком на представленное знание» (Л.А. Мике-шина). Под знанием же стали понимать особый продукт когнитивной деятельности человека, который предполагает осмысленность, наличие цели и ценностного компонента, системность, контекстность, апробированность практикой. Знание, в отличие от абстрактной информации, содержит личностный компонент.

4) Исходя из различия понятий «информация» и «знание», ряд известных современных философов и социологов (в частности, Г. Шиллер, Т. Роз-зак, А. Барт, Я. Зодерквист и др.) показали, что в современном обществе информационная революция не только не сопровождается знаниевой, но скорее препятствует ей. Это происходит по той причине, что качество информации, которая, по-преимуществу, транслируется большинствомСМИ, очень низкое, а форма её подачи фрагментарна. «Информационный шум» становится основным препятствием на пути к продуцированию новых знаний. На сегодняшний день основной проблемой является не недостаток информации, а её переизбыток, негативное влияние которого отражается как на уровне общественного сознания, так и индивидуального. Неструктурированность, противоречивость, фрагментарность перманентного информационного потока, обрушивающегося на сознание людей, способствует формированию столь же противоречивой и фрагментарной картины мира. Доступ к «подлинным» знаниям и способность их продуцировать становятся новым критерием для социальной дифференциации общества, выделяются два новых класса: первый — это нетократы, новая правящая элита, устанавливающая монополию на знание, второй - консыомтариат, низший класс, обречённый «барахтаться» в потоке бессмысленной информации.

5) Особый подход к проблеме разворачивания знаниевой революции представлен в постмодернистском дискурсе. Утверждая в качестве доминирующих принципов современной эпохи принципы плюрализма, децентрации, аиерархичности, философы-постмодернисты поставили под сомнение ценность знания как такового, с его ориентацией на смысл, истину, глубину. Это произошло по той причине, что знание было одной из главных ценностей Нового времени и эпохи Просвещения, когда наука предстала в качестве основного двигателя общественной жизни. В состоянии постмодерна произошло уравнивание значимости всех типов дискурса, крушение метанарративов (Ж.-Ф. Лиотар), научное знание потеряло свой абсолютный приоритет. Развитие современных информационных технологий не привело к разворачиванию знаниевой революции, оно породило особую знаковую реальность, состоящую из непрерывного потока симулякров, который человек не познаёт или понимает, а на который эмоционально реагирует. В созданной виртуальной реальности поверхностность становится основным принципом организации индивидуального и общественного сознания, а поиск истинного знания обречён на провал, поскольку его попросту не существует.



Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/informatsionnaya-i-znanievaya-revolyutsii-sravnitelnyi-analiz-kontseptsii#ixzz2hXp9EG7F"
Tags: Философия техники
Subscribe

  • Мотив "обмануть Китай"

    Не знаю кем, как и кому сейчас на Украине даются гарантии, вешается лапша на уши или просто разъясняется линия партии, но там должен присутствовать…

  • Суборбитальный прыжок

    Миллиардер вложил деньги и прыгнул. Многие спорят - прогресс, не прогресс. Имхо, нужно просто подбирать правильные слова. Такие кораблики - лежат…

  • Проблема социальной связности в фэнтези :)))

    Коллега по перу - kvisaz - задался вопросом, а чего это Гэндальф не помогает своим спутникам в маленьких дорожных проблемах. "...где толпа людей с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments