Коллекции и гламур

Прочел давеча пост о коллекционировании. Опытный гражданин делится наблюдениями и предчувствиями:

Оригинал взят у mos_art в всколыхнул немного нумизматический форум
А то там люди воспарили в фантазиях, как они в 70 лет будут направо-налево распродавать свои коллекции биметаллических десяток, и на это крем-марго кушать, шелковые носки носить.

"Реализовать любые монеты лет через 25 будет очень непросто.

1. Общество наше будет на 50% состоять из азиатов и кавказцев, а они монетами не интересуются. Я имел половые сношения более чем с тысячей нумизматов, встретил среди них одного чеченца и одного армянина (оба старомосковского типа)
Чирик николаевский найдёт покупателя (на зубы), а вот "Анна, длинный локон непростого года" - по цене металла (на монисто сгодится). За редкий тройной перечекан "барабанов" будут просто бить морду. "Карявый щайба продаещь, у, ищак".

2. Дебилизация второй половины населения. Монета Карла Анжуйского, XIII век? Охуенно, лайк, максимальный ретвит, но денег не дам. 67-й айфон только вышел, извини.

3. Визуализация и 3(4,5...8,9)D.
Монеты физически станут никому не интересны. Любой рарик можно скачать в наивысшем качестве и вращать руками у себя на экране, получая тактильные и звуковые ощущения (серебряный малиновый звон.mp3).
Мы собирали монеты только для того, чтобы посмотреть, например, весь ряд двушек Российской империи, имея в качестве образца черно-белые каталоги на туалетной бумаге.
Людям в будущем это будет неинтересно, нажал пару кнопок и весь каталог Великого князя у тебя на диске (на облаке), в прекрасном виде и объеме.

4. Некоторые отрасли коллекционирования подвержены внезапному спаду интереса. Смотрите, сколько смертей успел увидеть я:
Марки. Открытки. Значки. Календарики. Телефонкарты. Фарфор и хрусталь. Всякий иностранный мусор (банки, сигаретные пачки, ходячка).
Монеты держатся, но прогноз негативный.

5. Умирать нумизматика будет постепенно. Сейчас дохнет исламская тематика, созданная трудами ученых московского института истории Востока. Некому читать арабские легенды. Кто хорошо знает арабский - читает совсем другие книги, чаще одну, но в которой есть все ответы на все вопросы. Про собирание чего-либо нет ни слова, значит "харам".

Так что продавайте сегодня, когда вы еще способны получить радость от денег, ибо старичок в черном синтетическом зипуне, приговаривающий "а я не тороплюсь" фигура трагическая. Скоро он просто не придёт в клуб и всё... останутся на его оргалитовом столике зеленые круглые пятна от хороших кольцевиков 1803 года, на которые он так и не сбросил цену.

И последнее, помните.
Не успеете остыть. как на первом подвернувшемся форуме появится тема без фото: "сколько стоят манеты от предка", а потом, вне зависимости от ваших дельных советов, они всё равно будут спущены одним лотом на приносе или ломбарде.
Не пытайтесь унести с собой, прах в крематории просеивают (отбрасывают несгоревшие куски костей, гвозди, ручки и украшения гроба), там и ваше сокровище найдет себе нового хозяина, скорее всего того же трудолюбивого мигранта".


Дальнейшие мои размышлизмы есть сугубая спекуляция и энтимема.

1. На изменение коллекций, основой которых есть информация, а уже внимание обращал. Можно было коллекционировать книги (составлять библиотеку - в первую голову для чтения), потом это сменила выкачка файлов.  Она, кстати, сменила почти все, потому как и фильмотека, и аудиотека, и картинная галерея - теперь сидят в компьютере и качество изображения зависит лишь от монитора. Беспроводной интернет + черт знает сколько цветов на мониторе + аудиосистема = любой информационный продукт. Потому финалом коллекционирования ИНФОРМАЦИЙ и ОБРАЗОВ есть перечень собственных ощущений. Человек помнит, что ему прикольно было смотреть фильм "Терминатор" или слушать песенку "Лазурникова". Потому держит файл на компьютере. для всех остальных случаев есть поисковые системы. А  в интернете коллекции и полнее, и упорядочены лучше. Как человек, в свое время бредивший именно сбором философской литературы, а потом напоровшийся на сетевые библиотеки ("Я прозрел!"), могу подтвердить эффект.

2. Но основой коллекций монет, коробков, баночек из-под кофе и упаковок презервативов, которые люди копят порой даже в спекулятивных целях - выступает не информация в чистом виде. Какое-то другое качество. Рабочей гипотезой будет "долговременный гламур" (гламур - в пелевинском смысле слова). Поясню. Первый, исходный признак коллекционирования, без которого вообще ничего нет - собирают социально значимые вещи. Даже если это камни - то не простые, а драгоценные. Если нет - полудрагоценные. На худой конец - почечные камни великих людей :) Даже чистая количественная мера, которая должна быть стандартной по своей сути - монета – ценится за историю своего происхождения. Но тут сразу влетаем в парадокс.
Самая высокая социальная значимость - у вещей, которые сейчас работают в обществе. Коллекция принятых на вооружение полицейских дубинок? Отчего-то - нет. Отличная подборка кирпичей? Самых актуальных моделей? Тоже нет. Можно собирать виды асфальтов, гравия, цемента, проводов, рельсов. Но не слышно о славе таких коллекций. Знаю, в Штатах народ коллекционирует виды колючей проволоки, и как только утверждают стандарт очередной разновидности, народ обзаводится новыми кусочками, установленной двенадцатидюймовой (?) протяженности. Но там Штаты - богатеньких чудаков хватает почти на все случаи жизни.

3. Но так получается, что из всего пласта социально значимых вещей выбираются те, что значимы для прослойки коллекционеров. Коллекцию жаб с берегов реки Лимпопо – собирают, чтобы похвастаться перед такими же «фауноведами». Именно похвастать. Человек становится обладателем вещи, которая с одной стороны, должна придавать ему хоть какой-то значимости («коллекционер козьих шариков» – как-то не звучит), с другой – эта вещь должна быть дробной, многочисленной, разнообразной. А что значит «придавать значимости»? Её обладание должно подчеркивать общественный статус (мядалька себе на грудь, многие увлекаются), состояние (дрянная живопись от распиареных художников), вкус (тут должны быть не копируемые, но безупречные произведения искусства), терпение и приверженность кругу коллекционеров (тут и марки, и коробочки – все, что требует многолетнего упорного выискивания и относительно скромных трат). Главное, чтобы такой же как ты малость со сдвигом товарищ, посмотрел на вещь у тебя в руках, и облизнулся от зависти.

4.  А теперь самый тонкий момент: множество вещей теряет свою общесоциальную значимость, но нет такого количества «эксцентричных джентльменов» которые были бы готовы собирать еще имеющиеся в широком доступе предметы.
Филателию – имхо – убила электронная почта. Марки есть, их много. Но ощущение их значимости в сочетании с эстетическим впечатлением, которое придавало им оттенок сакральности – ушло.
Разнообразные значки, наклейки, «бубль-гумы» - были образом западного лоска. Когда такого «лоска» стало слишком много – наклейки стали неинтересной дешевкой.
Посуда? Траты семьи сейчас перераспределены в сторону гаджетов – но они устаревают слишком быстро. Уж лучше коллекционировать компьютерные игры :)
Да, предмет коллекционирования внутри устоявшей группы изрядно теряет свою "исходную" значимость. Если группа маньяков коллекционирует пуговицы, то вокруг может быть сколько угодно пуговиц, но маньяками нужны какие-то вполне определенные. Но вопрос - в пополнении такой группы. Откуда брать новичков, которые должны слететься на "овеществленный престиж"? Без наивных новичков, которые подпитывают рынок пуговичных коллекций - цены действительно рухнут в бездну.

5. Насчет монет я с Долей спорить не буду, ему виднее. Но попробую оценить перспективы других предметов. Оттолкнусь от предпосылки, что техносфера все время усложняется, и возможности её растут. Живопись – тут будет свистопляска по стилям и направлениям. Многие «великие» окажутся полным говном в глазах потомков. Из-за общего экономического кризиса рынок может серьезно просесть. Но хорошая живопись эстетична сама по себе. Проигрывая трехмерной картине-ролику, где лошадь реально копытом бьет – она остается красивой. Кроме того, многие многие стили и художники навсегда останутся большой редкостью. Но распечатка любого изображения на холсте, с подражанием фактуре оригинала – уже реальность. Итого: сохранится рынок действительно старых полотен (социальный престиж для богатых людей и государственных структур), сохранится не ажиотажный спрос на среднестатистических художников.
Машины и механизмы – нужные редкие вещи, которыми престижно обладать, но не уникальные. Скажем, хорошие механические напольные часы – да. Автомобили при Союзе – дороговато. Сейчас – есть прослойка коллекционеров. Завтра – на 3Д принтерах будут печатать «имиташки» - детали крыльев, капота, чтобы приблизить внешность автомобиля к желаемому. Оружие – те же самые 3д-принетры. Сделать имиташку, которая потянет сотню выстрелов – реально уже сейчас. Исключение –высокопрочные материалы (булат).
То есть нужен гламур не проходящий (бубль-гум), а долговременный.
да, выглядит всё убедительно
ценности, основанные на культуре - довольно рискованные средства для инвестиций