beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Categories:

Иэн Бэнкс "Последнее слово техники"

Бэнкс Последнее слово техники
Одна из немногих (а для 1989-го вообще редчайших) попыток показать, что будет делать человека после наступления технологической сингулярности и какие проблемы будут для него актуальны.
В повести хорошо видно, что было отправной точкой рассуждений автора. Это образ «контакта цивилизаций», который с 50-х был одной из стандартных основ сюжета. Бэнкс отталкивается от образа «контакта», как лодочник от причала.
Инопланетяне, которые все-таки посетили землю в конце 1970-х, прилетели на корабле, который был умнее их всех вместе взятых и уж точно могущественнее человечества.
Гуманоиды на этом корабле – своеобразные эмоциональные чувствилища, ценность которых для исследования стремится к нулю. Хотя потенциал каждого, много выше потенциала человека, лишь свои переживания земной культуры они могу счесть чем-то хоть чуточку оригинальным. Всю аналитическую работу, все эксперименты и замеры осуществляют корабельные дроны.
Между экипажем и кораблем – практически нет реальных разногласий. Только игровые. Гуманоиды по максимуму обеспечены ресурсами, разнообразными видами услуг, они могут менять строение своего тела в широком диапазоне, да и живут практически вечно (хотя детей на корабле нет). То есть их «золотой век» хорош почти всем – кроме отсутствия смысла жизни.
Вопрос – а  зачем я существую? – как бы на периферии корабельного бытия. Но его нельзя обойти. Понимание того факта, что ты – лишь пешка в руках громадной силы – невозможно спрятать в шкаф.
Каждый приспосабливается к статусу свой вторичности как может.
- корабль – да, он тоже вторичен. «Капризный» первый осознает свою вторичность, потому как оторван от центра цивилизации, где такие корабли делают сотнями тысяч. Он просеивает какие-то задворки галактики. Корабль прячется за эксцентричностью: странным поведением, коллекционированием снежинок и потаканием некоторым прихотям экипажа;
- героиня –  Дизиэт Сма - повествование ведется от её лица (суховатые комментарии корабля вторым "голосом") - идет путем эстетизации восприятия мира. Её личность «заточена» лишь на поиск и переживание, чувствование красоты. С точки зрения корабля она – хороший «человеческий сенсор»;
- многие, разумеется, уходят в чистый гедонизм. Один персонаж, явный оппонент главного героя, пытался уйти в игру целиком – вырядившись под героя земных фильмов о космосе, захотел, чтобы его выбрали капитаном корабля. На специально устроенном обеде, под десерт из человечины (гуманной выращенных тканей, разумеется) за него проголосовали лишь несколько человек.
- наконец, главный герой этой драмы – Дервель Линтер. Гуманоид, который решил остаться на Земле. В повести показано, как он прошел несколько стадий: а) понимание бесполезности себя; б) понимание, что в развитии земного проекта еще сохраняется смысл существования каждого отдельного человека, и желание этот смысл обрести; в) понимания, что надо быть как люди (снизить суперменство, стать физиологически ближе к людям) г) понимание, что в реальности стать участником земного проекта он не сможет (а вечным жидом быть не хотелось)  принятие комплекса вины и фактически религиозное жертвоприношение себя – смерть от руки уличных бандитов
Это шокирует рассказчицу. Но и сто лет спустя, когда пишутся строки воспоминаний – она мало изменилась. Все так же воспринимает красоту, в поисках совершенства.
Утопия, равно и антиутопия – конец  истории. Вот и здесь – контакт, но отсутствие контакта. Всемогущество – но предельный инфантилизм. Культура – но она больше не развивает гуманоидов, а лишь развлекает и позволяет воспоминать прошлое.
Поставив эти вопросы, характерные для эпохи предельного могущества машин,  Бэнкс, увы, совершенно не дал ответов – мы просто не видим противоречий, которые могут возникнуть в центре цивилизации гуманоидов. Все возможные противоречия скрыты за кулисами, как если бы у покорителей дикого запада в карманах был нескончаемый запас патронов, никогда бы не иссякал провиант, и они могли бы убедить себя, что они уходят в закат из чистой романтики.
Разумеется, в повести присутствуют недостатки.
Увлечение наблюдателей земной политкорректностью, земными проблемами, непонимание экономистами корабля земной экономики (лесть биржевым игрокам или тонкая усмешка - не суть важно)  - они чрезмеры. Наблюдатели видели и не такое. Прочувствовали множество страннейших ситуаций. Потому земную культуру они должны видеть в каком-то ином ракурсе. Это ведь покруче "Писем в древний Китай" или заметок японского путешественника о России 18-го века. Но автор не стал сравнивать земную культуру с другими - таких параллелей практически нет в повести. Облегчил себе работу? Да. Но снизил качество текста.
Tags: Литература
Subscribe

  • Космос - как "дикая карта". Навсегда

    Каждый раз, когда люди увеличивают пространство, на котором оперирует цивилизация - появляются новые возможности. Новое время, чтобы не задохнуться в…

  • Могущая не сработать предпосылка

    Одна из предпосылок военных действий - уверенность руководства в собственном политическом будущем. Понятно, если без войны руководство теряет жизнь и…

  • Кризис вообще...

    Достаточно представительный - если не сказать обзорный - ролик о воззрениях Переслегина и его единомышленников на кризис. Коротко: -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments

  • Космос - как "дикая карта". Навсегда

    Каждый раз, когда люди увеличивают пространство, на котором оперирует цивилизация - появляются новые возможности. Новое время, чтобы не задохнуться в…

  • Могущая не сработать предпосылка

    Одна из предпосылок военных действий - уверенность руководства в собственном политическом будущем. Понятно, если без войны руководство теряет жизнь и…

  • Кризис вообще...

    Достаточно представительный - если не сказать обзорный - ролик о воззрениях Переслегина и его единомышленников на кризис. Коротко: -…