Запах пороха

Если агрессивно растущее государство, которое догоняет в экономическом положении страну-лидер, желает проявить себя и в военном отоншении - оно начинает искать вооружение, которое позволит быстро получить преимущество на поле боя и, что более существенно для "новичка" - позволяет обнулить преимущество признаного лидера в страых вооружениях.

Стадартный пример - это авиансоцы Японии перед второй мировой (они почти свели на нет мощь линкоров).
Еще более яркий пример - дредноутная гонка перед первой мировой (обе стороны пытаются "устранить" создание новых кораблей).

Так вот Китай начал такую гонку.


Китай завершает разработку стратегического беспилотного летательного аппарата (БПЛА) Xianglong, внешне напоминающего американский RQ-4 Global Hawk. Как сообщает Strategy Page, летные испытания нового беспилотника начнутся в 2009 году, а на вооружение он поступит через 2-3 года.

БПЛА Xianglong был впервые представлен в ходе прошедших недавно рулежных испытаний. Работы по его созданию выполняются конструкторским бюро авиазавода Чэнду (Chengdu Aircraft Industry Corporation). По имеющейся информации, аппарат предназначен для патрулирования морского пространства.

Согласно данным разработчиков, нормальная взлетная масса БПЛА Xianglong равна 7,5 тонны, включая полезную нагрузку 650 килограммов. В длину беспилотник имеет 14,3 метра. Размах его крыла равен 25 метрам. Крейсерская скорость аппарата составляет 750 километров в час. Практический потолок достигает 18000 метров, а дальность - 7000 километров.

В отличие от китайского беспилотника американский RQ-4 Global Hawk последней модификации имеет 14,5 метра в длину и размах крыла 39,9 метра. Его максимальная взлетная масса достигает 15 тонн. Дальность превышает 25000 километров. Уступает RQ-4 Global Hawk только по скорости, которая равна 650 километрам в час.
http://www.lenta.ru/news/2008/10/22/xianglong/

Я не знаю, насколько эти беспилотники смогут "переиграть" авианосцы, но что они во многом "обнуляют" старую стратегическую авиацию (например, российскую) - практически уверен.
Скажу очевидное
- и пожалуйста не обижайтесь - самолет сам по себе не оружие, как и корабль ,а они лишь платформу для вооружения. Ето не новая платформа и даже не подобрение старой , а узкая специализация.
про обнуление стратегической авиации совсем неясно.

если это большой беспилотник то:
1 Он легко сбивается средствами ПВО.
2 Много их не построишь.
3 Управление можно блокировать средствами РЭБ.
4. Требуется вполне полноразмерный аэродром...

единственный плюс - нет пилота.
Мало кто ожидает от нынешней стратегической авиации, что при конфликте с госудрством приблизительно одного уровня её основной работой будет разбрасывание кассетных бомб.

Самолеты несут ракеты. Не только с ядерным оружием, но и просто крылатые. А, главное, такие большие самолеты, скорее всего, смогут поднимать нормальные противокорабельные ракеты.

Грубо говоря современный корабль - это центр управления, обнаружения, плюс площадка для запуска ракет - на классические орудия сейчас внимания не обращают и от ракеты никакое бронирование не защитит:) Стоит этот корабль очень и очень много. В этом смысле большой беспилотник, которому данные сбрасывают со спутников (и на котором стоит локатор) становится площадкой для запуска ракет.
Он, конечно, обладает принципиально меньшей автономностью, чем корабль - только несколько часов полета над океаном. Однако, что делают львиную долю времени корабли в океане? "Демонстрируют флаг".

Программу можно забить полуавтономную (для устранения перебоев со связью), от электромагнитного импульса защититься сложноее, это да.

Средства ПВО - работают поблизости от своей территории/эскадры - в любом случае радиус их действия меньше, чем радиус действия противокорабельной ракеты.

То есть мы получаем новый вариант авианосцев - те несли самолеты, у которых срок полета был несколько часов, но которые надо было доставить к указанному острову. Здесь несут противокорабельные ракеты, у которых срок полета несколько минут. Чтобы держать угрозу в воздухе полее или менее периодично - необходимо несколько десятков таких машин.
Думаю, аналогия вполне прозрачна.

Ограничения по производству и аэродрому?
- эти самолеты можно делать "с китайским качеством"
- они точно будут много дешевле обычных стратегических бомбардировщиков
- Китай показал свою способность в последние годы создавать большие промышленные производства
- при дальности полета беспилотника 18 000 км Китаю для контроля над Тихим Океаном и Сибирью хватает площадок на своей территории.
Поправка - дальность - 7000 км.
Судя по грузоподъемности туда влезат одна противокорабельная ракета (причем не "Гранит").
В этом смысле американские беспилотники выглядят внушительнее.
Только вот я больше чем уверен - это только начало гонки.
Идеал - беспилотник с очень экономичным двигателем (есть экспермиентальные, не боевые, понятно образцы, которые на солнечных батареях держатся в воздухе сутками), полезной нагрузкой не меньше 2-3 тонн (чтобы хотя-бы одна ракета с серьезное боевой частью вошла плюс вооружение для самообороны)