beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Category:

«Зеркальные очки»

Когда б вы знали из какого трэша,

Рос киберпанк, не ведая стыда...

Сборник, где на обложке красуется сообщение "Антология киберпанка", да еще под редакцией Брюса Стерлига, да еще в 1986-м. Стандарт? Но половина рассказов меньше всего напоминает о привычном образе киберпанка.

Содержание:


"Континуум Гернсбека" - история про то, как человек начал видеть варианты альтернативной реальности. Того будущего, которое было модно парой десятилетий раньше, и которое могло бы возникнуть, но не возникло:-[. Кроме видений - ничего существенного.

"Глаз змеи" - ветерана, с прошитыми в мозгу программами, с разъемами в голове, с жуткими психологическими проблемами - пытаются лечить. Он не один такой. Роман с пациенткой, но безумие все равно наступает...:-(

"Рокэнроллим" - постаревшая "вдохновительница" музыкантов, которую можно заставить вспыхнуть, наркотически стимулировать, чтобы она давала музыкантам вдохновение:cool!:. Она почти бомжевала, её подобрала какая-то начинающая группа, а потом эту группу перекупил её старый партнер, от которого она сбежала бомжемвать. Я не удивился бы такому рассказу в сборнике "цветной волны"

"Истории Гудини" - просто фэнтези на псевдоисторическом материале. Гудини топят, замораживают, сбрасывают с самолета. А он волшебным образом живет. И все говорит старой мамочке, что это последний фокус, а потом он купит им лавку музыкальных инструментов8:-0.

"400 поганцев" - фэнтези постапокалиптическое, когда в раздолбанном городе объединяются банды, у каждой свои паранормальные способностиo_O. Они объединяются чтобы уничтожить великанов (психокинетиков), разрушающих здания до фундаментов и убивающих всех.

"Солцестояние" - герой изобрел новый вид наркотиков, увязав их с цветосветовыми эффектами и строго определенными трансформациями психического состояния. Наркохудожник. Сравнительно безвредно, теперь легально, заработал много денег. Дочь "родил" путем клонирования генетического программирования из своих же клеток. Полгода спит в гибернации, и дочка постепенно догоняет его по возрасту. С дочерью однажды переспал8-]. Потом у дочери парень - он воспринимает его как ничтожества, желает вывести на чистую воду с помощью нового наркотика (по эффектам тот схож с эликсиром правды). Но парень не промах, так что около Стоунхенджа, наркотик принимает герой и его дочь. Из-за побочных эффектов они чуть не умирают. У отца муки совести, он ложиться в гибернацию на сто лет.

"Камень" - фэнтези. В постапокалиптическом мире среди лесов стоит собор, где живут уцелевшие люди и ожившие статуи. У людей и статуй могут быть общие дети, а Христос скучает в норе и ему стыдно показаться народу. Герой - историк, ожившая химерка - наблюдает за романом дочери епископа и статуи.

"Пока людские голоса не разбудили нас" - мужик приехал с женой на курорт, рядом с исследовательским центром, но брак разваливается, жить скучно. Он видел в море русалку. Решил поплыть разведать, что там за исследовательский центр. Оказалось, генетикой балуются. Поймали мужика. Не убили, но и не выпустили - просто подсадили жабры "Я назначаю вас Ихтиандром".

"Свободная зона" - рассказ во всем подобен киберпанку, но без компьютеров. Описана некая плавучая платформа-город, где по идее должны жить богатые (убежали туда от кризиса), но околачивается и много разного сброда. В том числе музыкант-герой рассказа. Вокруг полно людей с серьезными хирургическими трансформациями (в т.ч. для стимуляции центров удовольствий в мозгу), куча наркотиков.  У музыканта распадается группа, он снова садиться на наркоту, но находит девушку и сваливает с платформы...

"Кремень жив" - в одном из гетто нового мира молодого слепого выбирают вдруг для работы. Ему ставят электронные глаза8-), учат, у него секретарь и т.п. Владелица одной из крупнейших корпораций требует, чтобы он обследовал мир и просто сказал ей - удалось ли улучшить его за последние десятилетия, или все катится к черту. Герой понимает, что есть проблема справедливости. Но прежде чем он приходит к ответу о её решении - владелицу корпорации убивают. И он становится наследником - как брошенный когда-то ребенок, чудом выживший в том гетто. Теперь все решать ему самому...

"Красная звезда, зимняя орбита". Советская орбитальная станция разваливается, бунты, контрабанда, сплошной упадок и застой. В итоге после очередного бунта, её командир - Королев - остается на медленно падающих вниз развалинах. Но тут к нему прилетают панки из США, на самодельных ракетах.

"Моцарт в зеркальных очках" (Б. Стерлинг Л. Шайнер) - люди из будущего едут в прошлое, делая еще одну ветвь реальности. Восемнадцатый век. Начинают добывать нефть, переделывать - спешно и крайне небрежно - местное общество. Юный Моцарт узнает, что ему светят проблемы. А он хочет автомобиль и студию звукозаписи. Менеджер средней руки, из "базовой реальности", развлекается как может, пожинает удовольствие и в качестве высшего приза обещает "грин-карту" (например, Туанетте, то есть Антуанетте...). В итоге бунт - местные масоны решают взять власть себе. Нефтеперерабатывающий завод в Зальцбурге взят в осаду. Но время Зальцбурга вышло - и менеджер с Туанеттой, и коллега этого менеджера с Моцартом (его новые песенки имеют коммерческий успех в базовой реальности, он может стать там попзвездой) - уходят сквозь портал.

Теперь о впечатлениях и мыслях. Каковы исходные, базовые установки киберпанка в понимании этого сборника?

- посткатастрофа. Начиная от невозможности заявленного индустриального будущего - и заканчивая мистическими колебаниями реальности;

- деградация человека, разнообразные состояния обрубленности/уродства/искаженности - которым герой может противостоять, а может и нет;

- конкретная "траснсформация" реальности не столь важна - мистика, компьютеры, альтернативное прошлое.

Если взят тексты, которые хронологически не укладываются в киберпанк "Парень и его пес" Эллисона, "Хозяева драконов" Дж. Вэнса - можно увидеть не просто сходство, но почти полную идентичность.

Киберпанк родился, когда от деградации человека произошел скачок к его трансформации. Произошло техновозвышение маргиналов. Тупик вдруг стал переулком в будущее. Хакер - человек, который видит "сеть", который может что-то сделать с миром, просто нажимая клавиши "необычным образом" - обрел смысл существования.

Возникли "цифровые отверженные". И какое-то время - вторая половина 80-х - вполне существовали в качестве центральных героев.

На неясных перспективах будущего (крах СССР предощущался далеко не всеми, а осознавался еще меньшим числом людей), на боязни собственных кризисов.

Но будущее 90-х для США - оказалось именно таким, как в последнем рассказе: за грин-карту (и доллары) стало возможно купить все - от Моцарта, до "Туанеты". Одновременно фантдопущение - развитие электроники и влияние её на человека, становление новых субъектов - вошло в конфликт с маргинальным характером героев.

Потому серьезные авторы скоро перешли от единичного образа ("укурок с планшетом из будущего"), к созданию целостных миров (начиная от "Алмазного века" и до "Счета по головам"). В этих мирах могут действовать люди всех сословий - попытка написать эпопею как бы читается на заднем плане. Хакер перестал ассоциироваться с ковбоем с дикого запада - это теперь просто работа. Программирование - тем более.

Мир, основанный на компьютерах, стал просто сложнее.

А этот сборник, своего рода "грязные пеленки" жанра.

Местами интересно, местами тяжело.

И ощущение героя из первого рассказа - потом повторяются со всем сборником. Это будущее - уже не наступит.

Tags: Литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments