beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Category:

Неизбежные противоречия в философии Циолковского...

Можно еще долго выкладывать абзац-другой из текстов калужского мечтателя. Наивно-образный язык  и сходство по содержанию с последующими писаниями фантастов - неизменно будут давать легкий комический эффект.
Но что же серьезного можно сказать о попытках космической философии Циолковского?
Есть старая проблема, с которой сталкивались и Платон, и Декарт, и множество других авторов высочайшего уровня: они формулировали концепцию, внутренне абсолютно логичную, красивую, но непосредственных оснований для этой концепции в окружающем мире было, скажем так, недостаточно. Однако в своем развитии концепция обещала массу полезных знаний, четкое понимание окружающего мира. В результате начиналось методичное "натягивание совы на глобус". Декарт свел все качества вещей к их протяженности: вкус, запах, масса, инерция, плотность - ничего не значили на фоне протяженности (то есть геометрических характеристик).
Что же предположил. и с чем столкнулся Циолковский?

Тезис: жизнь в космосе есть всегда и фактически весь космос живой.
Сомнение: вот дохлая собака, какая же она живая? Или вот метеорит - прокаленный булыжник - какая в нем жизнь?
Финт ушами: атом живет не постоянно. В булыжнике он как бы спит, в насекомом дремлет, и только в нервной системе разумного существа - начинается его бодрствование. А круговорот атомов обещает, что каждый из них проходит через "разумное существо".
Вопросы к финту: Тут Циолковский "работает" с уровнями анализируемых систем,  с понятиями части и целого, с понятием "жизнь". Будь атом "в спячке" - в нем шли бы процессы, и в нем замечались бы свойства, характерные для живых существ макроуровня. Но такого нет. Циолковский искусственно расширяет качества "живого", фактически, записывая в него и химические процессы, и что-то из атомной физики и проч... Но эти явления, взятые сами по себя - не являются частью живущего организма. Как шестеренка без часов не показывает время (да и представим, что на ней нет зубцов, приспособленных именно для этих часов, а есть набор самых разных выступов...), так и атом вне живого организма - не живет

Тезис: идет постоянная экспансия разумной жизни во вселенной.
Сомнение: а где же пришельцы?
Финт ушами: мы не готовы их видеть...
Вопросы к финту: наша готовность/ не готовность дело десятое. Индейцы вон тоже не были готовы к появлению конкистадоров. Кроме того, разумная жизнь должна о себе сигнализировать (парадокс Ферми - вселенная молчит, а не наполнена радиосигналами). Даже если принимать тезисы о щадящем воздействии на другие миры, такое воздействие все равно бы проявлялось. Налицо парадокс, которому практически 400 лет (да, со времен Бруно), и который даже Кант пытался объяснять "доктринальной верой" в наличие жизни на других мирах.

Тезис: когда мы выйдем в космос, то начнем изменять себя, и даже люди, оставшиеся на земле, нарастят мозговую массу в  2-3 раза. Идеал живого существа - это живое существо с замкнутых экологическим циклом.
Сомнение: да ну нафиг такие изменения. Некрасиво.
Финт ушами: красота вопрос восприятия, эстетика субъективна.
Вопросы к финту: перед нами типичный тупик, который возникал, когда единственным носителем разумной жизни воспринимался органический мозг. Оттого шли постоянные проекты  насчет того, как изменить носителя разума - уйти от единого стандарта человеческого организма к многообразию стандартов. Мг. Понимание того, насколько страшные последствия может дать евгеника - пришло со Второй мировой войной. Потому "гении с большими головами" сейчас фигурируют только в старой фантастике. Другое дело, что образ живого существа, которое тождественно с экологической системой (то есть организм получает энергию, а по веществу целиком самозамкнут), такой образ воплотился в представлениях о современных космических кораблях, управляемых своим ИИ.

Циолковский вполне органичный продолжатель "русского космизма", и развивает идеи Фёдорова. Главный вектор, главное направление идеи - развитие разумной жизни должно трансформировать вселенную, и те ограничения, который накладывает на нынешние организмы их анатомия, должны быть сняты.
И главная проблема, с которой сталкивались русские космисты - явная "негодность" материала. Как шестеренки, при всех достижениях Чарльза Бэббиджа, все-таки плохо подходят для создания вычислительных машин, так и живые организмы, которые и были для русских космистов единственным образчиком - сталкиваются со своими ограничениями. Потому "ноосфера" в описаниях Вернадского - слишком уж попахивает утопией.
Но!
То, что во второй половине 19-го века было "умонастроениями", чисто абстрактной утопией (в стиле "научиться возвращать на место все атомы организма, тогда предки воскреснут"), к 20-30-м годам 20-го века - уже обрело больше точек сцепления с реальностью. Сейчас же - идет фактически размытие понятий "разум", "жизнь", "субъект" - но размытие не чисто постмодернистское, когда выдумывает триста похожих формулировок и люди просто не знают, что их собеседник имеет в виде - но размытие до некоторой степени объективное.
Там где раньше был лишь человеческий разум - у нас есть "слабый ИИ", "проблема сильного ИИ", "синергия знаковых систем", "коллективное бессознательное" и проч...
Там, где раньше смерть очерчивала пределы жизни - сейчас и "клиническая смерть" и "заморозка", и грядущая "оцифровка сознания" и много чего еще.
Там где раньше человек считался единственным источником приказов и распоряжений - сейчас самые широкие представления о системах (бюрократических, технических, биологических, социальных), которые обладают своей волей.

Итого: надо уметь видеть у Циолковского не просто "корявое притягивание за уши", но шаг в развитии философии. Он - расширил пространство применения той абстрактной идеи, которая была у Федорова. Естественно, живя мечтами, он "выдавал слишком много авансов" своим гипотезам. Однако же он совсем не одинок в этом...
Tags: Философия техники, размышлизм
Subscribe

  • «Видеть» 2-й сезон

    Отличный замысел, немного Шекспира плюс косяки и повесточка... Тот случай, когда потенциал первого сезона во втором попытались не просто разменять…

  • "Жерминаль"

    Франко-английское соперничество в кино, очередной виток. Альбион выдал сериал о текстильной фабрике, с традиционным набором ужасов начала XIX-го…

  • "Дюна" 2021

    Young adult "Триумф воли" Фильм отчетливо делится на два слоя. В первом все устроено со вкусом, тактом, явным умением. Это подбор актеров…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments

  • «Видеть» 2-й сезон

    Отличный замысел, немного Шекспира плюс косяки и повесточка... Тот случай, когда потенциал первого сезона во втором попытались не просто разменять…

  • "Жерминаль"

    Франко-английское соперничество в кино, очередной виток. Альбион выдал сериал о текстильной фабрике, с традиционным набором ужасов начала XIX-го…

  • "Дюна" 2021

    Young adult "Триумф воли" Фильм отчетливо делится на два слоя. В первом все устроено со вкусом, тактом, явным умением. Это подбор актеров…