beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

"Любовь к трем цукербринам" Пелевин

ky2fnokm8x3k

Главная проблема читателя в восприятии пелевинских текстов (у автора уже нет никаких проблем, он в нирване вторую дачу строит), так, что мистик сшивает персонажей и образы вещей из метафизических лоскутков.

/Матафизический лоскуток - обрывок мудрости, здесь постмодернистское переиначивание реальности с конкретным подвохом.

Словом, это намек, прикол, шутка, подначка, тонкое наблюдение или символическое обобщение - сделанное на самом живом материале нашей эпохи.

Пелевин - почище иных документалистов перелопачивает обыденность в поисках ярких шуточек и намеков.

Так вот - когда лоскутки удается сшить в нормальные образы, да еще эти образы движутся на экране компьютера (книга-то читается с экрана), оживают - идет попадание точно в мозг читателя и перепрошивка его психики.

Но для этого текст должен обладать такими практическими, почти плебейскими качествами, как целостность сюжета, завязка и развязка,  а - самое существенное - сшитые образы должны подходить к размерам этого текста, как лицо на потрете подходит к величине холста.

Вот обманщица А Хули - да, сшитая их метафизических лоскутков и сырых, свежих интернет-мемов - жила на страницах "Священной книги оборотня" от третьей до последней страницы.

Рама который Рома - тоже герой романа, причем безо всяких шуток.

А если это правило не выдерживается, то получаются Последние Песни Политических Пигмеев Пиндостана или Ананасная вода для Прекрасной дамы - сборник рассказов, который не сборник рассказов.

Как так?

Я догадываюсь, что железные пальцы издательств угрожают даже астральному телу великого писателя, не говоря о его бренной плоти (шутка), оттого книги он вынужден подгонять под формат романов. Под кирпич. И две-три самые разные повести, которые рождаются под его пером за прошедший год - объединяются в единую историю (если вам кажется, что это утверждение вступает в противоречие с утверждением о второй астральной даче - перечитайте сами тексты Пелевина, там из нирваны выдергивают только так).

Проблема в том, что мелкие рассказы, объединенные в сборник - они как пуговицы величиной с один Вог. Герои мелькают в них, как в осколках зеркала.

А повести - они как блюда. Требуется раскрытие персонаже с его биографией и перспективами.

Вот селедка. Вот огурцы. Вот молоко. Угощайтесь, дорогие гости, намекает нам автор...

И начинается...

Отбрасывая все эти вежливые расшаркивания в сторону, получаем:

- первый кусок, в котором идет описание мистических птиц, охотящихся на создателя, вернее, на его "исполнительных киклопов" - история про современность, но ничего особенного - стандартный набор пелевинских лоскутков. При этом длинное и местами надоедливое описание блужданий второстепенного персонажа по мировой паутине - подготовка ко второй части;

-  в этой второй части и содержится так крутизна и медок, благодаря которым многие любят тексты Пелевина. Автор попытался предсказать развитие интернетовской символики и образности. Как будет воспринимать интернет житель "Матрицы", который вполне знает, что он живет в матрице, порой может реально открыть глаза и посмотреть на внутренности своего жилого бокса? Это - да, это работа мастера. Тут и фантоматические спектакли Лема, и "Родственники" Брэдбери, и куча других идей и образов, которые стали базой для вполне самодостаточного мира ^_^

- третья часть, это короткая притча об ангеле, который держит души персонажей предыдущих повествований в своебразном варианте рая, но только не перед их выходом в мир, а перед окончательным уничтожением (если я правильно понял). Музей, совмещенный с домом престарелых и замаскированный под ясли...

И еще какое-то количество соединительных кусков текста.

Единой судьбы не прослеживается, хотя есть намеки на другие тексты автора - всплывает Еврайх. Лоскуты собираются то в профиль. то в мускулистый бицепс, то в шаркающую походку. Но персонажи похожи на короткоживущие элементы - миг, и уже полураспад.

Итого:

- читать роман (?) стоит без всяких сомнений. Это как поход в литературный спортзал;

- от покупки книги, думается мне, многие воздержатся, и будут правы. Я, затарившийся и ранними рассказами, и двумя романа про вампиров, и священной книгой, и Снаффом - не стал брать 5П или Ананасную воду (хотя в ананасной воде две первосортные повести - и в другом сборнике я бы их взял);

- общая оценка - 8

П.С. Многие ждали - чего там Пелевин про Украину скажет. Ну есть пара шуточек. Для отмазки и заманухи, не больше. Про Украину автор уже все сказал - в Снаффе. там большая и подробная антиутопическая модель, которую глупо повторять в каком-то другом произведении только потому, что она начала частично воплощаться...

Tags: Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments