beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

«Страховщик»

1413376451_strahovschik

Этот фильм очень достойно и абсолютно органично смотрелся бы в 80-е.

Стилистика взята оттуда "чуть более чем полностью". В очередной раз ограбили "Бегущего по лезвию бритвы" - резкий, неприятный для глаз свет, "информация" на улицах, грязь и заброшенность, сочетающаяся со значительным уровнем технологий. Снова дождь (хорошо хоть не весь фильм), снова полиэтиленовые накидки. Нарезка кадра, многие ракурсы...

Проблема в том, что ни полностью ограбить хороший фильм, ни развернуть что-то оригинальное - у создателей не вышло.

От слова "практически".

После вспышки на Солнце вымирает львиная доля человечества, оставшиеся прячутся в городах (над ними дирижабли с проводами, искусственный дождик и ночь длится дольше дня). Чтобы не одичать от недостатка рабочей силы, они создают роботов-андроидов, ограниченных двумя протоколами - не вредить и не самосовершенствоваться.

Сюжет:

полицейский видит робота, который сам себя чинит. Гасит робота пулей, сдает на экспертизу. Там недоумевают - что за фигня, он частично доработан. Думают, что отличился человек "часовщик" - то есть просто анонимный умелец. Страховщику (Бандерас - удачная не героическая роль) приказывают найти и разобраться. А у того жена вот вот родит, он к морю хочет (хотя осталось ли еще море?). Берется. Легко находит другого некондиционного робота, который предпочитается себя поджарить, чем рассказать, кому он тащил ядерную батарейку.
Тут серьезно начинает беспокоиться начальство.
Страховщик притащил какой-то ученой частично сгоревшую "мозговую карту" робота, у той получилось перезапустить - и вот она вызывает его в лабораторию, показать, как новый робот быстренько себя приводит в порядок, да еще какие-то запчасти подворовывает.
Но про роботов-самочинок пронюхало местное ГБ и вот уже дан приказ - зачищать. Страховщика тоже - на всякий случай.
Ученую грохнули, а страховщик бежит в пустыню - вернее спасается бегством на машине, которую ведет тот самый робот-самочинок.
Ему вдогонку - пока еще мало понимая -  команда из нервного полицейского и еще одного типа.
В пустыне дивная встреча - несколько роботов тянут куда-то страховщика, их нагоняет машинка с двумя полицейскими. Один начинает садистски убивать роботов и страховщик как-то невзначай подстреливает его из ракетницы, которой думал напугать роботов.
Второй полицейский возвращается в город.
Тут самый главный из конторы, похожий на американского сенатора в позднесоветском кинематографе, достает из-за пазухи коробочку. Дескать - это мозги робота, у которого не было тормозов. Он быстро развивался. Отключили. И чтобы у меня на столе лежали мозги всех роботов, которые замешаны в истории (человеческие можно просто продырявить).
Команда зачистки прихватывает начальника страховщика (всегда нужен крайний), а потом в пустыню подгоняют и жену страховщика с дочкой. Поскольку для возможного шантажа они лучше, чем страховочный начальник - того, малость подстрелив, бросают помирать.
Страховщика дотягивают до точки "Х", но там нет никакого "часовщика", а только робот-самородок, первый из внезапно осознавших себя андроидов. Они немного трепятся о жизни и смерти, страховщик отдает ядерную батарейку, а роботы собирают представителя новой формы жизни - паучка/таракана с метр длиной, в полметра высотой. Под утро вообще дают страховщику машину - вали домой. А мы, дескать, перейдем через каньон, там радиация, что с биологическими формами жизни не надо будет пересекаться... (а где они запчасти возьмут???).
Страховщик едет домой, но в пути видит умирающего начальника - возвращается. А на точку "Х" как раз прибыла команда зачистки.
После финальной битвы инвалидов "паучок" валит в радиоактивную пустыню, а вусмерть уставшего и раненого страховщика жена везет к морю (или он просто помирает).

Что реально плохо в этом сюжете с точки зрения фантастики?

Философский и биологический конфликт не просто проецируется на уровень межличностных отношений - решение на этом уровне пытаются выдать за единственно возможное и правильное. То есть главные герои не решают "как наладить мир на 1000000 лет", не пытаются понять, что будет завтра, если в городе осознает себя еще один робот - ни малейшей рефлексии у положительных персонажей по этому поводу. Только у отрицательных. Отец ребенка не рассуждает, каково будет его дочери не просто в угнетающе-технологическом мире, а в мире роботов?

А ведь в городе, который так фатально зависим от роботов - должны быть устойчивые страхи, мифы, байки, сюжеты судебных заседаний, в которых бы отражался страх перед тем, что роботы все-таки выйдут из-под контроля.

Для меня подход к вопросу положительных персонажей ассоциируется  - во многом неправильно - с "европейскими левыми интеллектуалами 60-х".

Когда моралитические рассуждения начинают становиться не просто первичными - они становятся единственными, при том, что все заботливо обозначают свою политическую позицию ритуальными ничего уже не означающими фразами. Личность не просто заслонила собой все. Личность-здесь-и-сейчас стала всем.

В остальном - это вторичный фильм с темпоритмом, эстетикой, проблемами и даже размерами "процессоров" - строго из 80-х. Я бы не удивился, окажись, что создатели использовали старые дизайнерские наработки, которые не прошли "кастинг" в американских студиях лет двадцать назад.

Этот дизайн еще "ограничено годен" - в том смысле, что какое-то положительное впечатление, впечатление инаковости - он производит. Хотя, конечно, робот для сексуальных целей производит скорее впечатление ведроида :)

Попытка сыграть одновременно на двух досках - киберпанка и постапокалипсиса - не получилась.

Единственным оригинальным решением в фильме стал наголо стриженый Бандерас.

А может и не оригинальным.

Смотреть лучше ярым фанатам "Бегущего по лезвию...", которым хочется увидеть дизайнерские разработки, живущие собственной жизнью.

Tags: Кино, кинорецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments