beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Российская автаркия в состоянии становления...

Конечно, 100% автаркии у России не получится - и это невозможно. Но по соотношению новыйших и старых технологий есть любопытное наблюдение.

В философии присутствуют два закона:
- закон избыточного разнообразия (в новых условиях система может опереться на элементы, которые были раньше чудачеством, и качественно новые продукты могут появиться только из разнообразия, которое первоначально было расточительством - хотя и не обязательно, что они появятся из расточительства :) );
- закон иерархической компенсации (для обретения гибкости системой, как неким целым, её базой должны выступать унифицированные, стандартные элементы).
Они проявляются в технике, социологии, биологии. Достаточно универсальная пара, которая обеспечивает диалектическое противоречие. 
В условиях технического прогресса, получаем интересные моменты:
- старые, но все еще используемые технологии/продукты, которые раньше были прорывными, теперь могут воспроизводиться куда меньшим количеством рабочих, с меньшими логистическими, управленческими и прочими усилиями. Потому что это стандарт, потому что есть новые инструменты и материалы. Все известно, все отработано. Есть, конечно, масса ограничений: если у вас исчерпалось сырье, сложнее будет его добыть (прикол с нефтью - надо бурить все глубже), если технология так и не была доведена до стандартизации, продукт мелкосериен и чрезвычайно сложен, и постоянно требует тысяч специалистов для её воспроизводства (это космос и атом - если страна утрачивает членство в этом клубе, то вернуться - очень тяжело, отрасль надо строить с нуля, учить тысячи специалистов);
- поэтому часть старой инфраструктуры можно воспроизводить с помощью куда меньшего числа заводов, рабочих и т.п. Снижение не обвальное, но повышает возможности технологической автономности, возможности по созданию уровня разделения труда;
- а вот новые технологии требуют для своей разработки максимально широкой кооперации, или просто воровства чужих разработок (каковое воровство завещал всем порядочным академиям Ф. Бэкон - отец эмпирии Нового времени), или просто их покупки.

Получается своеобразная система-кентавр. Часть технологий и продуктов "укореняется", импорт в них - недопустим. Если же есть импорт - он замещается. Например: "В Качканаре наладили выпуск деталей для Московского метрополитена. Речь идет об элементах сборного крепления для подземных сооружений, иначе называющихся «тюбинг». По данным пресс-службы регионального кабинета министров, их производят на бывшем ремонтном предприятии ГОКа — ОАО «Металлист». Выпуск деталей стартовал в рамках программы импортозамещения — ранее тюбинг для столичного метро производили на украинском «Днепротяжмаше». К настоящему моменту объем выпускаемых деталей составляет порядка 100 тонн в месяц. Новое производство также позволило увеличить число рабочих мест на «Металлисте», поясняют в области.http://sdelanounas.ru/blogs/57780/"
А часть технологий и продуктов - импортируется. И это понятно - разработка и развитие шутка все еще во многом эмпирическая, а потом дьявольски дорогая. Массу проектов может толкнуть лишь экономическая система планеты в сумме (планетарный рынок). То самое "избыточное разнообразие". Тут важно поймать момент, когда продукт уже разработан, и либо сделать свою копию, либо грамотно купить часть продукта.
"АвиаПорт — ОАО «Научно-производственное предприятие «Аэросила» («Аэросила») изготовило первые четыре ВСУ ТА18−200МС опытной партии для самолета МС-21 и приступило к их наземным стендовым испытаниям, сообщил «АвиаПорту» информированный источник в области авиастроения.
По его словам, новая ВСУ (вспомогательная силовая установка) создается в соответствии с госконтрактом с министерством промышленности и торговли в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) с шифром «Конкурентоспособность». Завершится госконтракт на ОКР в ноябре 2015 года испытаниями и получением дополнения к сертификату типа на ВСУ ТА18−200МС. «Базовой ВСУ является ТА18−200, а ее модификации ТА18−200М (устанавливается на самолете Ту-204СМ) и ТА18−200МС будут иметь дополнения к сертификату». Он подчеркнул, что ОКР проводится в рамках программы импортозамещения. На сегодня на МС-21 запроектированы американские двигатели и ВСУ, но перспективная отечественная ВСУ сможет быть установлена на МС-21 как с импортными двигателями, так и с отечественными ПД-14.
http://sdelanounas.ru/blogs/57781/"
Наконец, надо участвовать в передовых разработках. Сейчас только 2-3 страны в мире могут тянуть весь спектр (и то...), соответственно - оттаптывается своя ниша, где продукт самый лучший, самый передовой, и обойти страну в разработке просто не получается.
Между "лошадиной" и "человеческой" частями кентавра должен быть баланс: если пытаться разрабатывать все у себя - твои продукты будут отставшими, проиграют конкурентную борьбу. А если покупать слишком много - то можно попасть в положение чисто сырьевого экспортёра, которому все товары будут продавать втридорога.

Установись единое мировое правительство и единая мировая экономика, единое мировое разделение труда - каждый регион "сидел" бы на своей продукции и конкурировал бы с 2-3 производителями в мире. Доставка продукта любой технологической сложности ограничивалась бы только транспортными расходами. И хозяйственная автаркия на "низовом технологическом уровне" была бы глупость.
Но эксперимент последней четверти века - со свободой обращения денег по всему миру - дал противоречивые результаты. Претендент на единое мировое правительство оказался слишком эгоистичным. То есть мировая система управления - не отработана. Соответственно - каждый субъект в мировой экономике тащит одеяло на себя, пользуясь все более жесткими приемами. Потому к элементам автаркии стремятся многие (сланцевый газ :) или то простой факт, что США хотят производить РПГ-7 http://panzerbar.livejournal.com/2400311.html).
Tags: Будущее, Политика, Философия техники, размышлизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 76 comments