Амнистия - важнейший инструмент войны

Как мобилизационная машина тянет людей из общества в армию до последнего мгновения своего существования, так и военно-административная машина в целом - заставляет драться свои винтики.
Тоже до последнего, в самой безнадежной ситуации, огда все остальные аргументы исчерпаны. Или пуля в лоб, или в затылок.
Множество людей предпочитает драться на той стороне, где остались хоть какие-то знакомые. Погибать компанией значительно легче. Даже если родная деревня давно под врагом...
И тут - шанс. Можно сдаться, и не гнить двадцать лет по тюрьмам, а вернуться домой...
Такой шанс бешено разлагает слабейшую, проигрывающую армию. И на финальных этапах конфликта - его использование обязательно.
Амнистия должна быть альтернативой - или мир с нами, или смерть с врагом. Потому нельзя предоставлять её каждую неделю.
Наконец, условия амнистии должны быть доходчивыми, с ясными критериями - кто "да", а кто "нет". И соблюдаться. Нечестность амнистии - вот пришло сто человек, а пятого и двадцатого мы повесим просто потому что они нам не нравятся - делает из неё пустышку.

От общего - к частному, к случаю Украины.
1. Официальная сторона подчеркнуто, демонстративно нечестна в этом отношении. Одна из самых знаменитых фраз начала конфликта "Идти на любые уступки... а вешать мы их будем потом". Принятые законы об особом статусе некоторых территорий Донецкой и Луганской областей - были отставлены. Рассуждения об амнистии для всех - немедленно дополнялись словами про исключение для лидеров и активистов. Наконец, есть батальоны, которые заведомо не признают никакую амнистию, и если военные контроль над территорией будут осуществлять они, то...
Летом 14-го, когда до военной победы официальной стороне оставался "почти один шаг" - никакого набора простых и ясных условий сформулировано не было.
То есть официальная сторона не стремится к улаживанию конфликта. Военная победа - возможно. Уничтожение противника - да. Приведение состояния дел к миру? Получается известная "вилка" - чтобы все были законными, надо просто убить все незаконных.
2. ДНР-ЛНР не может объявлять амнистию оптом - потому как находится в положении слабейшей стороны. Но множественные случаи индивидуальной амнистии - когда пленные просто освобождаются, а кто-то остается жить в ДНР - имеются. Пока не общей статистики, и трудно сказать, насколько решения отдельных командиров "живи" - выдерживается дальше. Наверняка есть случаи индивидуальных бессудных расправ.
3. Если ДНР-ЛНР желает выйти из своего "угла" (а на карте Украины в границах позапрошлого года это уголок), то надо вырабатывать простую, ясную, вменяемую схему поощрения-амнистии-наказания. Которая в первую очередь доходит до солдат официальной стороны. Лучший показательный, но здесь не подходящий пример - из "Петра I" - кто из бояр перебегал к Петру в Троицу в самом начале - получали должности и крупные пожалования, кто позднее - просто мелкие подарки, кто в самом конце - жизнь. На Украине это не подходит, потому как в Донецке не могут принять олигархов вместе с заводами. Только отдельно от заводов :). А кое кого из олигархов уже и отдельно от головы. Но для капитанов-сержантов-мелких бизнесменов - схема должна работать.
Если официальная сторона желает остановки конфликта - аналогично.
4. Централизованная судебная (и карательная, ей подчиненная) система - как бы не обсуждается. Без неё война не потухнет.
Принятые Украиной законы об амнистии и особом статусе были изначально неработоспособны.
Закон об особом статусе требовал принятия еще как минимум трех законов Радой.
Закон об амнистии выводил из под нее всю вооруженную часть ополчения, а индивидуальное применение/неприменение амнистии по решению украинского суда, лишало ее всякого смысла.