Роботы и зарплата...

Две яркие статьи в "Компьютерре". Тезисно:
- промышленность групп А и Б всегда конкруировали между собой за ресурсы, и лучший пример этого  - Союзная экономика. Безнал для группы "А" - и там бешеный рост, огрызки для группы "Б" - и там свои проблемы;
- робот производит продукцию все лучше человека, при том как потребитель, он сидит в группе "А";
- государства и блоки конкурируют между собой. Им необходимо вкладываться в более соврешенные производственные цепочки, т.е. в роботов и компьютеры;
- программы снижают издержки порой в самых неожиданных вопросах - и вот уже бастуют таксисты в Лондоне, потому как всего лишь приложение на смартфоне резко снижает их заработки... Грядущий автомобиль без шофера - сильно сократит профессию, с прицелом на её полную "отмену". И сокращаться будут не только у шоферов...

Дополнения:
- потребности группы "А" сохранятся в любом случае, даже если у вас будут робтизированные заводы с парой специалистов, умирающих от скуки, то уран, центрифуги, черный металл, арматура, толпа цветных металлов, орда химических веществ и тьма энергии - вам все равно будут нужны;
- энергопотребление нельзя снижать ниже какого-то уровня, так что "конфигураторы" из рассказа Шекли - смогут работать только при хорошей частоте в сети...
- массы народа уже много раз лишались работы и даже уклада жизни. Но сейчас "скорость разработки новых приложений" или даже "темп производства промышленных роботов" может подняться выше скорости обучения персонала. При том, что государства будут требовать от промышленности все более высоких результатов (война близко...);
- и тут проблемы могут быть у всего человечества. Сейчас еще сохраняется возможность выйти в когнитариат - новый класс, который идет на смену пролетариату - только вот какими окажутся его очертания? Каковы будут темпы производства специалистов-когнитариев? Какие вложения потребуются в новую систему образования?  (между делом - статья о конфигурации, к которой хотят прийти некоторые ВУЗы http://expert.ru/expert/2015/12/mantiya-v-mashinnom-masle/) Дело ведь не просто в том, чтобы посадить школьника перед экраном и компьютер его сам всему научит - такой халявы в историческом масштабе никогда не бывает. Если каждый шольник будет сидеть перед экраном, то потребуется еще что-то для его дополнительного развития;
- если крестьянство воспроизводило себя (в демографическом и образовательном смысле) фактически в рамках натурального хозяйства (приходская школа - это уже серьезно), то пролетарию для воспроизводства понадобилась уйма новых социальных институтов - в городе и полиция, и медицина, и начальное образование, и профессиональное образование, и развлечения... Если человек не желает переселяться в жилую ячейку по типу "матрицы", где будут глючить старые драйвера - требуется громадная система социального вспомоществования и каких-то новых институтов, которые смогут взять у человека его трудовые возможности;
- основной проблемой экономик периферийного типа может стать как раз НЕ вложение в человека. Сланцы/нефть/рапс/железная руда/дешевые специалисты прямо сейчас/дешевые девушки прямо сейчас - это все можно экспортировать или эксплуатировать у себя сколько-то лет без серьезных вложений. Если общество деградирует, то потом вернуться на уровень когнитивной экономики можно только точечно.

Сами статьи:
http://www.computerra.ru/118527/o-kontse-sovetskogo-rublya-i-nachale-ekonomiki-mira-robotov/

http://www.computerra.ru/115850/
1. процессы по замене людей автоматическими системами сдерживаются, процесс мог бы идти быстрее, но любое обоснование проекта, связанное с сокращением численности персонала воспринимается в штыки

2. однако энергии может и не хватить, в случае ее реального пика - энергию оставят только на очень важные задачи
1. По сдерживанию - тут противоречивый вопрос. Имхо, если бы Китай в 80-е не вышел на мировой рынок со своей рабочей силой - в Европе мы бы сейчас видели куда больше роботизированных сборочных линий (понятно, что Индия, Алжир и т.п. - тоже могли предоставить дешевую рабсилу, я утрирую). то есть роботизация сдерживается не только социальным гарантиями в развитых странах, но и дешевизной рабсилы в развивающихся.

2. Может. И нехватка тоже может породить двойственный процесс: с одной стороны очищение местности (особенно в странах с холодным климатом), с другой - одичание людей (фавеллы в теплом климате).
если ребёнка посадить перед компьютером - даже в игре типа конструктора что-то толковое будут делать единицы
но этих единиц достаточно, чтобы закрыть потребности целых серверов

переводя на футурологический - массы не будут учиться сами, но возможно, сами будут возникать единицы талантливых конструкторов. И этих единиц будет достаточно, чтобы закрыть потребности.
"И этих единиц будет достаточно, чтобы закрыть потребности."

Вот с этим утверждением можно серьезно поспорить. Рост техносферы при том, что программы еще не научились конструировать технику - потребует много конструкторов.
я бы запустил программу отбора на ранних этапах - встроив её в популярную игрушку-конструктор (типа Майнкрафта сегодня)

вообще чего не хватает играм-песочницам и конструкторам вообще - единого центрального хаба, системы тестирования и рейтинга лучших прямо в игре. Это отчасти закрывается веб-сайтами, на том и живём.

Но единая система рейтинга, как в известной игре про танки, в ближайшей перспективе улучшила бы игру, а в далёкой - позволила отбирать вундеркиндов для инженеров будущего
Идея здравая, но есть проблемы:
- "чьих ты будешь, инженер самопальный" - все-таки инженерное образование требует систематического подхода в течении нескольких лет + самообразования. Игрушка дает слишком низкий КПД (эту претензию я не снимаю);
- человек стал авторитетом в игре - он конечно может идти в реал, но там должен серьезно зарабатывать (серьезнее, чем в игре)
- если такие инженеры все-таки пойдут в дело - кому они будут доставаться (серьезно - за хорошие инженерные кадры в массе - идет борьба даже между государствами, а за единиц сражаются фирмы)...