Линия разлома плит...

Исходной точкой для множества гипотез есть противоречие.
Вот один фактик - просто, понятный, не оспоришь его. Вот второй фактик - тоже просто и очевиден. А между собой они ну никак не сходятся, не срастаются. И чтобы примерить одно с другим приходится двигать горы и приподнимать небо :)

Вот этом пространном интервью Джангирова высказывается простая, как стенка, мысль, которую сейчас замыливают как с украинской, так и с российской стороны: реальные расхождения России с Западом - это ничтожная часть их повестки переговоров. Россия не требует новой справедливости ("политический ислам" - при всех его проблемах, несет список требований по тотальному переустройству жизни), не требует развития каких-то мегапроектов планетарного масштаба, не требует даже полного контроля над территорией Союза. Чубайс и Греф, Медведев - они сохраняют влияние и должности. Идеологические претензии к "либералам" высказывают преимущественно "патриоты" (оба термина здесь расплывчаты).
Если смотреть на фотографии московской богемы, на списки российских чиновников - то видна идейная интеграция. Лишь умеренный консерватизм работает как предохранитель от гей-парадов и детской эвтаназии.
Геополитические требования России - это право войти в мировой "совет директоров", причем как одной из ведущих сил. Образно говоря - войти в "европейский концерт" 21-го века, как великой державе века 19-го.
И Джангиров совершенно правильно говорит об иллюзиях, которые испытывают многие на Украине - воображая нынешнюю войну аортой мировой политики.
Это первый фактик.


Но второй фактик - само занятие Крыма, ухудшение отношений. Фокус ведь не в том, чтобы постучать ботинком о трибуну ООН. Как бы не были ограниченными и секторальными эти санкции, "они уже навсегда" - в том смысле, что быстрой нормализации отношений с ЕС не произошло, хотя европейская политическая проституция понятна. Расхождения в повестке дня, пусть и небольшие, оказываются трещиной в стекле - её углубление можно остановить, но зарасти при нормальных условиях эта трещина не может.
Потому идет процесс переориентации российской экономики на Китай (хотя и медленно, крайне противоречиво).
Если смотреть на процесс в динамике - даже идейная интеграция в России оказалась довольно причудливой. Лобовое противостояние "коммунисты против рыночников", которое виделось на экранах все 90-е, сменилось целым спектром - тут и державники-рыночники, и державники-социалисты (Тулеев и Шанцев вросли во властную вертикаль), и православные консерваторы, и националисты разной степени вменяемости, да и левые оппозиционные силы теперь стали куда как гибче и тотальная ностальгия перестала быть их основным оружием. То есть российские идеологи, как бы сказочно не выглядели их рассуждения - уже предлагают список альтернативных проектов развития, и в этом списке полное растворение, тотальная вестернизация - практически отсутствуют.
Нарастание противоречий Россия-Запад никуда не делось. В 2004-м Россия молча проглотила киевский майдан, 2008-м сделала все, чтобы война трех восьмерок кончилась (и от разгромленной Грузии не получила ничего сверх того, что имела ранее), а в 2014-м - уже провела изъятие Крыма.

Получается политическая антиномия: "Россия сотрудничает и будет сотрудничать с Западом" / "Россия противостоит и будет противостоять Западу".
Тогда возникает вопрос - что определяет уровень расхождений Россия-Запад выше которого тот же Путин не поднимается?
Это не может быть единичный факт или даже характер одного человека, этот системная характеристика.

Имхо - это расхождение плит в мировой экономике. Обособление технологических зон. Пока сохранялась инерция интеграции - местной элите выгоднее было своим районом интегрироваться в мировую экономику, лишь бы над ухом не стреляли и электричество было. Эту модель на 146% реализовала Прибалтика - треть населения куда-то делась, молодежь уезжает, при том всё чистенько и аккуратненько, а премьеры и министры - в высшей степени рукопожатые европейские люди.
Но чем дальше - тем меньше при тотальной интеграции могло доставаться местным элитам. Слой выгодополучателей сжимался. И статус местных элит как бы постоянно понижался. Вон Горби - Союз слил, но до сих пор уважаемый человек на Западе, там живет, и все у него будет прилично. Но расценки-то постоянно падают. И не всякий олигарх может остаться на Западе уважаемым человеком. /вертухаев на офф-шаре презирают - из Пелевина/
Потому возник запрос на автаркию - суверенная демократия, особый путь, импортозамещение...
Процесс этот:
а) медленный;
б) с точки зрения людей состоятельных и могущественных - не допускает форсажа. Потому как жизнь вообще-то налажена, колесики крутятся - и хотя надо бы, надо бы что-то поменять, но рвать неохота, и технических возможностей мгновенно переключить экономику - нет;
в) требуется появление новой генерации политиков, а дело это не быстрое. Ударными темпами политиков рождают лишь подвиги (т.е война или мегастройка), а так - они растут медленно и качество у них не лучшее. Особая проблема для России - вмонтирование вольных политических деятелей в государственные структуры. Единичных примеров много, но системы пока нет.

И вот на фоне этого расхождения плит, когда масса российских чиновников, вздыхает - могли бы остаться друзьями! - но понимает необходимость автаркии, на фоне вынужденного расставания - каково положение Украины?

Самое поганое для рыбака - когда льдины разъезжаются прямо под ногами... Тут никакой шпагат не поможет...
Это я к тому, что Янукович при всей свой трусости и бирюковатости, имел перед глазами готовый и очень успешный пример - Кучму. Всем всё обещать, периодически кидать, ничего не давать с концами, что-то терять, периодически быть ошельмованным, но так же периодически амнистироваться. Сидеть на двух стульях, служа двум хозяевам - и спокойненько делать из сына нового миллиардера.
А вот не прокатило. Усилие "на разрыв" - выросло многократно, и поначалу пал сам режим Януковича (легитимно избранного, между прочим), а потом пошли покушения и на "святость государственной границы"...
Причем линия фронта - все больше становится границей двух миров. ДЛНР принимает рубль, и пенсии тоже будет платить в рублях.
И упомянутый Джангиров описывает те условиях, на которых подконтрольные Киеву территории могу войти в мировое разделение труда:
- приватизация за копейки основных средств, инфраструктуры;
- сельское хозяйство, работающее на арабский мир;
- низкий передел в промышленности (причем надо будет отказываться от энергоемкого передела) или отверточная сборка (при условии, что зарплаты останутся низкими);
- экспорт рабочей силы.
Подразумевается отсутствие серьезной науки и культуры.

ДЛНР тоже не попадает в страну молочных рек и кисельных берегов. Уголь, как товар, должен выдерживать конкуренцию с кемеровским углем. Рабочая сила во многом уедет или уже уехала в Россию/Украину/ЕС. Денег на радикальное обновление промышленности тоже пока не предвидится.

2014-й - это год, когда и территория УССР, и оставшееся население - потеряли возможность политического торга, как инструмента достижения экономического благополучия.
В ближайшей исторической перспективе НЕТ возможности торговаться с кем-либо в польском гонористом стиле. Статус переговорщика с территории бывшей УССР - заведомо неравноценен.
Крым получил "зонтик" и субсидии - но теперь он регион России. Многие считают, что это был лучший из возможных выходов.
Донбасс получает оружие для войны, помощь спецов - но его государственность выстраивается во многом Россией, и указаний этих надо слушаться. А иначе могут и убить, и запретить въезд/выезд. Причем полноправное вхождение ДЛНР в Россию - о чем многие мечтали по крымскому образцу - отложено минимум до конца войны.
Киев - формально суверенный - унижается для получение очередных партий подержанной бронетехники, выпрашивает кредиты, и за каждый полученный доллар приходится выдирать из карманов своего же населения два доллара. Указаний по внутренне политике тоже надо слушаться. А иначе отберут деньги в западных банках, да и самоубийств много... Вхождение в ЕС окончательно стало фантастикой.
2014-й год принес Украине положение демпфера, резервуара для сброса напряжения - в котором постоянно будет происходить разрядка силовых контуров при обособлении России и Запада. Это теперь оспариваемая территория, где основные игроки не действуют явно, а лишь через "аватаров". Для населения это означает принятие обязанностей, но без прав. Несчастья без страхового полиса.
А вот Белоруссия временно ушла с линии противостояния... Лукашенко выборы осени 2015-го проведет едва ли не тепличной обстановке - потому как опасны добровольцы "ЖивеБеларусь" поехали воевать на Украину, и часть фондов теперь снабжает демократию на Украине, и Россия более сговорчива стала по массе вопросов, и транспортные потоки сейчас больше через Минск идут.
В Молдавии гагаузам позволили избрать пророссийского башкана. В Кишеневе творится всякое, но Приднестровье сохраняется. Прибалтика хоть и истерит, но учения в апреле кончатся, и там сильно спокойнее станет.

Вывод: при разломе плит, при распаде - потенциал конфликтности ограничен. Да, теоретически, конфликт может перерасти в тотальную войну. Но необходимость сотрудничества между плитами - остается. Поэтому в одном месте жестокая рубка, а на 300 км в сторону - свободная торговля.
>> 2014-й год принес Украине положение демпфера, резервуара для сброса напряжения - в котором постоянно будет происходить разрядка силовых контуров при обособлении России и Запада. Это теперь оспариваемая территория, где основные игроки не действуют явно, а лишь через "аватаров". Это означает принятие обязанностей, но без прав

Довольно точно сформулировано. Резервуар, демпфер - или уже избитое - полигон. Нечто подобное локальным конфликтам, где в прошлом соперничали США и СССР. Только тогда это происходило больше на периферии мировой цивилизации - Корея, Вьетнам, африканские и арабские войны. Теперь, с ростом глобализации, уплотнения связей и смещения экономических-производственных центров, пришел черед других регионов.

Несмотря на сдержанный тон предыдущего абзаца, конечно, происходящее на Украине - это трагедия. Трагедия простых людей. И очень жаль, что она не просто стала возможной, но также стала роковой для страны. Такие рубцы даже после окончания войны зарастают очень медленно, тем более что о примирении внешних игроков пока что не идет и речи. А при их воздействии столкновения будут длиться еще долго.
>> при разломе плит, при распаде - потенциал конфликтности ограничен. Да, теоретически, конфликт может перерасти в тотальную войну. Но необходимость сотрудничества между плитами - остается. Поэтому в одном месте жестокая рубка, а на 300 км в сторону - свободная торговля

Что-то мне это напоминает. "Джентльмен к западу от Суэца не отвечает за то, что делает джентльмен к востоку от Суэца"... Или же "караваны должны идти".
да ну нафиг
с одной стороны все правильно. Россия много не просит. А с другой Крым, это действия повторяющие гегемона. Что может быть хуже? Тут тока надо добавить вынужденное действие. Не Путин захватил Крым. Это его заставили сделать США. На ум приходить словосочетании диалектика противоположностей(правда не знаю смысл этих слов).
Сначала заставили захватить, потом начали бороться против этого.
"Геополитические требования России - это право войти в мировой "совет директоров", причем как одной из ведущих сил. Образно говоря - войти в "европейский концерт" 21-го века, как великой державе века 19-го". - Проблема в том, что нет ни "мирового совета директоров", ни "европейского концерта 21 века". Более того, их создание уже является революцией по отношению к тому порядку, который выстраивается Штатами.
В вашем ответе мировой порядок штатовский упоминается как "выстриваемый". Но за последние 10 лет - упало или выросло влияние США?
Да, они могут бомбить, взрывать, мутить воду и зажигать целые регионы - но со все большими усилиями.
Все больше влиятельных структур, которые они не контролируют.
Если посомтреть на Китай то по факту он вошел в совет директоров - хотя в большую семерку его не приглашали.
Да, не все "тихо" - Штаты периодически психуют и нарушают свои же правила в продаже золота, ценных бумаг и т.п. Но свои финансовые системы - суверенные на 100% - появляются.
Согласен, процесс построения не закончен и, возможно, не будет доведен до конца. Но то, что Штаты не отдадут "лидерство" без борьбы ИМХО очевидно - даже под угрозой создания альтернативных фин. институтов они так и не перераспределили доли в МВФ и, соответственно, Китай никуда так и не "вошел". Мирного перехода от "однополярного мира" к "многополярному" не состоялось. Поэтому впереди - война. Собственно, именно поэтому китайцы увеличивают свой военный бюджет двузначными темпами каждый год и как подорванные строят океанский флот. Нынешние разборки вокруг Украины это просто бледный намек на то, что будет дальше, поскольку Россия после 90-х выбыла из числа стран, которые могут претендовать на то, чтобы занять место "лидера" (что, кстати, не раз подтверждалось публично ВПР).

Исход следующей мировой войны невозможно предсказать. Быть может, вопреки всему, через 10-15 лет мы будем жить на планете с единым правительством в Вашингтоне, по отношению к которому все остальные континенты будут не более чем "федеральными округами". В конце концов, это многовековой исторический тренд к "вечному миру" ;)
>> поэтому китайцы увеличивают свой военный бюджет двузначными темпами каждый год и как подорванные строят океанский флот

Во-первых, рост военного бюджета в Китае стабильно составляет порядка 10% в год и отчасти вызван необходимостью полномасштабного перевооружения всех родов войск. Армия же у Китая большая, потому и средств требуется много. Однако они остаются в экономике страны, развивая промышленность и науку.
Во-вторых, океанский флот им нужен в том числе и для банального паритета с динамично развивающейся Индией, которая тоже вкладывается в крупные корабли - авианосцы, а также современные танки и авиацию. Не говоря уже о Японии и таком региональном сопернике, как Вьетнам - а он закупает подлодки в России, модернизирует с помощью США зенитки на кораблях.
В целом, у каждой страны хватает своих местных противников. Поэтому США-НАТО - это лишь одна из угроз мировой безопасности, но угроза глобальная и реальная, с этим не спорить не буду.
Проблемой Китая является не Индия и точно не Вьетнам. Штаты в новой редакции военно-морской стратегии вполне однозначно распределяют приоритеты:

"В Стратегии четко обозначены ключевые для американской военно-морской деятельности регионы, а также их иерархия относительно друг друга. На первом месте – Индо-Азиатско-Тихоокеанский регион (Indo-Asia-Pacific, ИАТР). В отличие от редакции 2007 г., в тексте упоминаются Китай и его «военно-морская экспансия». Язык документа достаточно осторожный, Китай назван источником «возможностей и вызовов». Морские виды ВС США посредством внешнего присутствия и «конструктивного взаимодействия» с КНР рассчитывают «снизить риск недопонимания, противодействовать агрессии и сохранить приверженность [США] миру и стабильности в регионе». В ИАТР планируется развернуть около 60% американских кораблей и летательных аппаратов морской авиации. В регионе будут базироваться наиболее современные и эффективные системы вооружения".

http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=5481#top

Россия, кстати, вопреки медийной истерики занимает лишь почетное третье место в планах американских ВМС - опередив лишь Африку:

"Существенного наращивания внешнего военно-морского присутствия здесь, правда, не ожидается. В Стратегии говорится лишь о четырех эсминцах ПРО, которые планируется разместить в Испании, а также о специализированных подразделениях КМП. Основную ответственность за ситуацию в регионе США, очевидно, возлагают на своих союзников по НАТО".

Но это язык официальных документов, а в публичном дискурсе точки над i в связке Китай-Япония-США расставлены вполне откровенно:

"Военные эксперты, включая Кларка, в один голос стали твердить о том, что необходимо перестать рассчитывать на высокотехнологичные системы ПРО и перейти к наступательной тактике, при которой по противнику будет наносится упреждающий массированный удар.

То есть необходимо осуществить переход к железному правилу английского флота, который является прародителем американского: «линия обороны должна проходить по вражескому берегу» (смысл этой оборонительной тактики состоит в том, чтобы разгромить противника, когда он еще находится на стадии постройки кораблей).

Естественно, в настоящее время, когда в отличие от времен парусного флота применяются ракеты, которые могут изменить исход сражения, это правило приобретает современные черты. Все большее количество экспертов утверждает, что необходимо строить мощный наступательный флот, руководствуясь принципом «лучшая оборона — это нападение»".

http://inosmi.ru/fareast/20141212/224866057.html#ixzz3LfZpXKGf
Спасибо за ссылки, небезынтересные материалы.

Что я могу добавить. Сами по себе США-НАТО были и еще надолго останутся проблемами для Китая, хотя бы в силу своего военного потенциала. Однако открытыми прямыми боестолкновениями здесь и не пахнет - обе стороны поигрывают мускулами, проверяя, не уступают ли критично они вероятному противнику. Но схлестываться в ядерной войне без победителей - дураков нет. Это, в общем-то, отличительная черта геополитики мировых держав за последние полвека.
Зато набирают обороты гибридные и непрямые методы противодействия, когда подготавливается условно независимая слабая пешка, которую бросают в самоубийственную атаку. Веских оснований для применения ядерного оружия не будет, зато силы противника будут измотаны и рассредоточены.
И даже локальные конфликты с номинально более слабым врагом - битва за Фолклендские острова тому пример - могут оказаться серьезным испытанием. Поэтому, согласен, что Китай планирует соперничать с ВМС США, но подозреваю, что это цели далекого будущего. А сейчас его должны больше волновать соседи, которые тоже имеют свои интересы и претензии.

Что касается флота РФ - вполне логично, что США не считают его опасным противником. Если не касаться атомных подводных ракетоносцев, то что мы можем противопоставить на море? Локально, застав врасплох, заставляя принимать контрмеры и учитывать фактор риска - да, можем повлиять на что-то. А вот выставить даже сравнимый ударный кулак - нет. И даже заслон - тоже нет. В отличие от Китая, который почти ежемесячно штампует эсминцы, фрегаты и корветы.
"Китай планирует соперничать с ВМС США, но подозреваю, что это цели далекого будущего". - Паритет Китая с США может быть достигнут быстрее, чем вы думаете: "Military Balance 2013" оценивал достижение паритета по затратам на оборону где-то на 2020-2030 годы, а шведы из SIPRI вроде говорили о том же, но уже в 2018 году (в пересчете по ППС). Т.е. у Штатов нет много времени - решать проблему Китая необходимо уже в среднесрочной перспективе, отсюда следует:

(1) Замирение с Ираном и снижение присутствия на БВ, ставшее возможным в т.ч. благодаря "сланцевой революции" (за что её так не любят саудиты и пытаются сейчас утопить в дешевой нефти).

(2) Вовлечение Старой Европы в противостояние с Россией - именно она должна заплатить за "сдерживание" в этой части континента, пока Штаты будут давить Дракона. Именно поэтому сейчас развернута медийная компания по ремилитаризации Европы, когда из каждого утюга рассказывают в каком плачевном состоянии европейские армии и надо срочно увеличивать их финансирование.

Увы, Новороссия стала жертвой этих раскладов - ограниченная поддержка со стороны России (в августе ЛДНР были объективно на грани военного поражения) была обусловлена необходимостью поддерживать европейский нейтралитет. Старая Европа явно не рвется воевать за американского патрона, но, по всей видимости, внутриэлитный баланс континенталистов/атлантистов там довольно хрупкий. Собственно, отсюда и все танцы США-Европы-России вокруг "Минска-2".

Что касается флота России, то статистика "Military Balance 2014" по статье "Cruisers, Destroyers & Frigates" следующая:

США - 103
Китай - 69
Россия - 32
Индия - 24
Франция - 23
Британия - 19

(инфы по Японии почему-то нет)
Тут засада получается:

1) Замирение с Ираном кралось медным йеменским тазом. Скорее получится суннитская коалиция и гордый шиитский Иран + длинная полупартизанская возня на Аравийском полуострове.

2) Старая Европа действительно сильно боится - и не столько самой России - сколько резкого изменения политического климата, который сдует всю нынешнюю политтусовку. Если та же Меркель умеет считать - то она понимает - провокация в Прибалтике лучше не допускать, потому как Северный поток взорвать легко, а газ потом будет брать неоткуда.

3) Что касается флота России - в эти цифры входят корабли. что сейчас стоят у причальной стенки на длительном ремонте? Насчет того, что Россия может противостоять США по площади мирового океана - это фантастика. Но что можно очень хорошо прикрыть Мурмасск, С.-Петербург, Севастополь, Владивосток - правда.
"Йеменский таз" - вынужденный ход саудовцев, которым необходимо парировать ход персов практически на заднем дворе. В целом, императив их политики - вернуть все на место, как было "при царе Салтане", т.е. заставить США вернуться к исполнению своих обязанностей по сдерживанию Ирана (полагаю, история с нефтью подчинена той же необходимости). В случае эскалации конфликта и резких действий Ирана в Йемене есть шанс сорвать сделку между Ираном и США. Если этого не получится, а нынешняя администрация Белого дома решительно настроена на сделку с аятоллами, то саудиты рискуют поиметь свой Афганистан со всем букетом последствий - главное из которых перетекание хаоса внутрь страны в населенные шиитами районы. Ставки очень высокие, а ситуация в целом крайне неопределенная.

ИМХО наш интерес во всей этой свалке - дать ей затянуть США как можно глубже, так или иначе. Соответственно, их интерес - выбраться, чтобы освободить руки. Только дурачок Маккейн ещё верит, что Штаты могут быть одинаково сильными везде - и в Европе, и на БВ, и на Тихом океане, однако: "Оборонительные возможности США "достаточны для обеспечения участия только в одном крупном региональном конфликте."

(http://ria.ru/world/20150310/1051845624.html#ixzz3UFvWZkaM)

По флоту - практика является критерием истины: его хватило в Средиземном море, чтобы блокировать агрессию Штатов против Сирии (при прочих аргументах).

Edited at 2015-03-29 05:17 pm (UTC)
1) По йменскому медному тазу и саудам: ситуация будет ухудшаться - с среднесрочной перспективе - практически без вариантов. Региональной войны не предскажу, но десятки миллионов людей, уменьшающийся ресурс, архаично-раздробленная политическая система (арабский мир). Выстраивать в этих условиях мощные долговременные созидательные союзы - имхо - почти фантастика. Случай с Йеменом будет критерием: думаю, коалиция во главе с сайдами окажется никакой - побомбят, потом частичная оккупация, партизанщина - и все, тупик. И обратный ход маятника...

2) США легко могли создать концентрацию сил в западном Средиземноморье - превышающую возможности РФ.

Тут еще нужно учитывать, что российский флот раздерган по четырем флотам.
Простите, но начну с конкретики, то есть с конца:)
>> Что касается флота России, то статистика "Military Balance 2014" по статье "Cruisers, Destroyers & Frigates" следующая:

А теперь учтите, что у Британии и Франции - один океанский бассейн, Атлантический. Индия может довольствоваться даже Индийским. А вот Россия вынуждена демонстрировать присутствие на Тихом океане - с востока, в Северном и Балтийском морях - на севере, в Черном море - на юго-западе. И еще добавьте операции против пиратов в южных морях. При таком распылении сил - везде будет чисто символическое присутствие.
умеренных, ибо 32/4=8.
Заметьте, я не спрашиваю, как оценивалась готовность к походу всех этих кораблей:) Тут возможны засады со всех сторон у всех участников:))
>> Замирение с Ираном и снижение присутствия на БВ, ставшее возможным в т.ч. благодаря "сланцевой революции" (за что её так не любят саудиты и пытаются сейчас утопить в дешевой нефти).

Честно говоря, при том количестве мин, что американцы расставили на Ближнем Востоке за последние десятилетия своей активной политики, там сейчас будет рваться долго, кроваво и непредсказуемо. Я еще молчу про тлеющий Афганистан, где правительство слезно просит американцев не только остановить вывод, но даже увеличить присутствие. Как неожиданно:)
>> Вовлечение Старой Европы в противостояние с Россией - именно она должна заплатить за "сдерживание" в этой части континента, пока Штаты будут давить Дракона. Именно поэтому сейчас развернута медийная компания по ремилитаризации Европы, когда из каждого утюга рассказывают в каком плачевном состоянии европейские армии и надо срочно увеличивать их финансирование.

А здесь есть очень тонкий подвох - получив собственную армию и флот, Европа обретет инструмент для давления на противников. И США придется считаться не с "младшим" слабым партнером, а с самостоятельным конкурентом. То есть нужны рычаги контроля, а тут уже заранее всего не просчитать. Да и не ясно пока, куда и будет ли вообще двигаться ЕС.
>> Совсем не обязательно доводить конфликт до ядерной войны - есть несколько уровней эскалации противостояния ниже ядерного уровня: пропаганда-санкции-ограниченные военные операции/военно-морская блокада и т.д. Механизм запуска противостояния прост как молоток и находится он в руках Штатов: независимость Тайваня.

Учитывая потенциал береговой обороны Китая, где можно расставить уйму дивизионов ПВО и ракетных ПКО комплексов, уверен, что США не рискнет проводить какие-либо военные операции в зоне уверенного поражения. Иначе потери даже при неядерном конфликте будут слишком болезненны.
Постараюсь тоже по пунктам:

(1) У России сильнейшими флотами являются Северный и Тихоокеанский. В случае необходимости они могут усиливать друг друга через Севморпуть. В определенных условиях оба флота могут прийти на помощь Китаю, хотя сейчас это кажется маловероятным. Однако фактом является проведение совместных учений российских и китайских ВМФ - тревожный знак для Штатов, чей флот так же рассредоточен по всему миру, часть авианосцев на долговременном ремонте и т.д.

(2) Европа тратила на оборону в эпоху Холодной войны гораздо более серьезные суммы и ничего - Штаты их контролировали в рамках НАТО вполне успешно. Проект европейской армии появляется уже не первый раз и, полагаю, снова будет похерен американскими марионетками (Польша, Латвия, Литва и т.д.).

(3) Потенциал береговой обороны Китая не значим, поскольку стратегия Штатов - блокирование китайского флота в т.н. "первой цепи островов", где Тайвань - центральное звено (соответственно, стратегия китайского ВМФ заточена на её преодолении). Пока китайцы верят, что могут вернуть Тайвань мирным путем, "одна страна - две системы" и т.д., но достаточно организовать там очередную "рэволию гiдности" и объявить независимость и у Китая не останется другого выбора, кроме десантной операции и оккупации. Ответом Штатов станет блокада и освобождение Тайваня, военно-морская блокада Китая, санкции и т.д.

На самом деле, ИМХО, у них все готово, надо лишь освободить руки на БВ и в Европе.
>> (1) У России сильнейшими флотами являются Северный и Тихоокеанский. В случае необходимости они могут усиливать друг друга через Севморпуть. В определенных условиях оба флота могут прийти на помощь Китаю, хотя сейчас это кажется маловероятным. Однако фактом является проведение совместных учений российских и китайских ВМФ - тревожный знак для Штатов, чей флот так же рассредоточен по всему миру, часть авианосцев на долговременном ремонте и т.д.

У меня есть серьезные опасения в реальной способности большой группы кораблей СФ пройти по Севморпути, не подвергнувшись атакам и не столкнувшись с техническими неполадками. Тем более, к примеру, в зимний сезон.
Что касается США - иметь и не иметь несколько боеготовых авианосных группировок - две большие разницы. Так вот янки их имеют.
Учения - это намек/жест, но без воли они не имеют смысла. Сейчас воля скорее есть, а что будет завтра - неизвестно.
>> (2) Европа тратила на оборону в эпоху Холодной войны гораздо более серьезные суммы и ничего - Штаты их контролировали в рамках НАТО вполне успешно. Проект европейской армии появляется уже не первый раз и, полагаю, снова будет похерен американскими марионетками (Польша, Латвия, Литва и т.д.).

На данный момент сам проект "ЕС" может быть похерен такими темпами, если страны-участницы продолжат дергать одеяло в разные стороны. Поэтому на месте марионеток я бы умерил пыл:))
>> (3) Потенциал береговой обороны Китая не значим, поскольку стратегия Штатов - блокирование китайского флота в т.н. "первой цепи островов", где Тайвань - центральное звено (соответственно, стратегия китайского ВМФ заточена на её преодолении). Пока китайцы верят, что могут вернуть Тайвань мирным путем, "одна страна - две системы" и т.д., но достаточно организовать там очередную "рэволию гiдности" и объявить независимость и у Китая не останется другого выбора, кроме десантной операции и оккупации. Ответом Штатов станет блокада и освобождение Тайваня, военно-морская блокада Китая, санкции и т.д.

Вот после "блокада и санкции" - у меня появляется вполне логичный вопрос - "и что?" Глобально, столкновение вооруженных сил США и Китая - это уже сам по себе негативный сценарий для обеих сторон, на мой взгляд, естественно. После этого рвутся все толстенные экономические и промышленные связи, обе стороны получают нехилый финансовый кризис, при этом никто не собирается отступать. Я бы больше опасался угрозы обмена малыми ядерными зарядами, чем попытками кого-то и где-то блокировать. А он - обмен - будет следующим шагом после ожесточенной рубки традиционными вооружениями при попытке освободить или блокировать. Поэтому обеим сторонам прямой резон ограничиться громкими словами и угрожающими жестами, маневрами вплотную, парой ракет и сотнями радарными наведениями. Собственно, в случае с Крымом все заглохло именно на стадии громких слов и пары скромных маневров. Обошлось даже без "случайно" запущенных ракет и тайных спецопераций. Вряд ли с Китаем будет более сильная конфронтация.
Проверяют реакцию Китая, нормально. На самом Тайване "оранжевая" инфраструктура давно готова и её даже успели обкатать в апреле прошлого года: http://rus.postimees.ee/2766328/tajvanskie-besporjadki-i-otnoshenija-s-materikom

США ждут момента, а точнее - ждут Европу. Когда они развяжутся с Украиной и Россией настанет очередь Китая, причем очень быстро, времени больше нет.
Я видел разбор - увы, пока без ссылки - в котором анализировался опыт подавления беспорядков на Тайване, как раз с прошлого апреля. Шикарно, скажу так:) Исключительно цивилизованно, культурно и вежливо:) Контроль за точками подзарядки - ибо пожарная безопасность. А без телефонов мобильность и контроль падают. Глушение раций. Проверки любых доставок продуктов и воды - где лицензии и санзаключение, кто заказчик и т.д. Вычисление скрытых лидеров и заводил. В итоге, через пару дней протест выдыхается сам собой, мгновенно теряя накал.
Проблема в том, что и на бывшей Украине "кровавой панде" вполне было по силам разогнать Майдан силами полицейских подразделений, но давление извне - из США и Европы парализовало волю "панды". Тайваньские власти в этом смысле ещё менее автономны, чем их киевские визави. А в апреле был тестовый прогон, чтобы проверить актив - все ок, актив готов.
А тайвваньские власти и не будет никто спрашивать - все сделают китайские спецслужбы:) Но строго по закону и вежливо - вон в Йемене они тоже сделали тестовый прогон своих морпехов:)) А подогнать пару эсминцев к Тайваню - ерунда, а не вопрос:)
И да, если верить тому разбору - актив очень серьезно проредили, включая резидентов и фонды.
"Подогнать пару эсминцев к Тайваню" - это casus belli, причем агрессором будет считаться Китай. Всем проектам страны, вроде Шелкового пути и независимой финансовой инфраструктуры придет пушной зверек. Т.е. это ровно то, что нужно Штатам.
Совсем не обязательно доводить конфликт до ядерной войны - есть несколько уровней эскалации противостояния ниже ядерного уровня: пропаганда-санкции-ограниченные военные операции/военно-морская блокада и т.д. Механизм запуска противостояния прост как молоток и находится он в руках Штатов: независимость Тайваня.
>2014-й год принес Украине положение демпфера
Пограничье - окраина)))))
//А вот Белоруссия временно ушла с линии противостояния...//

Именно поэтому поведение Лукашенко может служить индикатором напряжения. Пока он не суетится, вряд ли возможен тотальный взрыв. Если же напряжение приблизится к критическому, Лукашенко в стороне не останется - подготовку начнет заранее.
ЗдОрово. Взгляд с хорошей высоты. А ещё, если точку наблюдения снизить и сместить к одной из расходящихся плит, можно увидеть работу такелажников, которым не без основания этот тектонический процесс представляется результатом их трудов праведных. Шаман стучит в бубен, призывая Солнце - и оно таки восходит.