beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Старая дилемма

Длинный пост http://domestic-lynx.livejournal.com/142032.html
Суть: когда купили у итальянцев "Фиат" - угробили свою разработку автомобилей, отказались от самостоятельного развития.
В комментах уже начался срач - умышленно или по глупости купили, надо ли было вообще и прочее.
Конкретика с техническими данными "москвичей", "побед", "фиатов" и "фордов" - имхо - затемняет дело.

Проблему надо понимать шире.
Или ты делаешь в своей стране все сам - и постепенно начинаешь отставать от прогресса в периферийных областях, превращаешься в производителя антикварных механизмов.
Или ты все покупаешь - и постепенно становишься банкротом, потому как продавать можешь только сырье, а на нём не разбогатеешь.

Мировое разделение труда - великолепная вещь, которая ведет прогресс вперед, но чтобы получить значимое место в таком разделении - приходится "держать большую дубинку собственного изготовления", причем во всех смыслах. Во всех трех видах войны: Ареса, Афины и Аполлона.

Есть условная шкала:
- первыми найти физический эффект;
- придумать, как использовать его в технике;
- создать рабочий образец;
- наладить широкое производство и сбыт новой машины;
- выдерживать конкуренцию с догоняющими проектами.

Если все это делается у себя - замечательно.
Фокус в том, что такое может получиться во всех сферах производства - только если у вас есть китайское население, российские ресурсы, американский печатный станок и "настоящий император" во главе государства. Только вот если подберется такая комбинация - весь остальной мир может выйти покурить...

В реалиях Холодной войны - и Союзу, и штатам приходилось решать проблему ограниченных кадров и ресурсов. Не только потому, что кадры отсутствовали, как таковые - но еще и потому, что часть из них уже не хотела работать у станков, а мечтала о "белой офисной должности".
Каждая сторона в Холодной войне пыталась решать проблему через кооперацию.
Потому трамваи в СССР - часто были иностранного производства. Ага, из восточной Европы. И автобус "Икарус" - транспортный кошмар моего детства - тоже ведь импорт. Людей, которые надрывая здоровье, будут несколько лет запускать это производство - тупо не находилось. При том, что грамотных инженеров уже с 1970-х - был явный избыток.
Вот и получалось, что Союз производил больше научных знаний, чем мог разработать технологий и запустить производств. О чем так проникновенно рассказывало позднее советское кино и плакались корреспонденты в репортажах.
"Нельзя быть сильнее везде" - простой принцип.
Только вот где надо быть сильнее - тут вопрос.
И прежде, чем его решать, надо вывести из диалога всех отраслевых лоббистов
Tags: размышлизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments