beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Categories:

"Безумный Макс" - отзыв с подробностями


Когда люди пересказывают историю снова и снова - пытая сделать ярче и последовательнее - в ней начинается такая редактура, что только держись.
И если человек сам себе её пересказывает - всё может пойти еще круче.
В этом смысле "Безумный Макс" это история, которая нуждалась в тысячах деталюшек, и она их получила. Жуткие противоречия никуда не делись, и попытку их устранения можно сравнить - отчасти - с редактурой и дополнением христианства: эти книги попорчены еретиками, выкидываем, а вот эти мысли очень правильны, их оставляем и творчески дополняем, при том разные места рождения Христа и прочие несообразности в тексте не влияют на сюжетность, и всего-лишь нуждаются в истолковании.

"Безумный Макс" это пересечение нескольких традиций и тенденций, которое дает ядерный винегрет.
С одной стороны - любой конц света это архизрелищное действо. Мир превращается в топливо. И требование картинки висит над каждой секундой фильма. Однако, если мир большей частью сгорел - то должна прийти скупость и бережливость. Ресурсы расходуются осторожно просто потому, что ресурсов больше нет. И люди - самый важный ресурс.
С другой - фишка "постапокалиптики" в явном изменении героев. Это уже не просто офисный планктон и байкеры, это новые типажи. Они совершенно иначе относятся к смерти, и если что, охотно жертвуют собой. Но для этого конец света должен произойти какое-то время назад, и настолько длительное, чтобы люди забыли свои старые роли.

С одной стороны - деградация техносферы позволяет "воскресить" кучу старых типов оружия. Шесты с взрывчаткой на конце - явно заимствованы у камикадзе ("особая атака" в противотанковом варианте), а еще гарпуны, всяческие бензопилы, дисковые пилы. Схватка выходит на ближнюю дистанцию, зрелищность возрастает.
С другой стороны есть понятие парадигмы техники: если вы продолжаете производить патроны и у вас есть крепкие трубы хотя бы небольших диаметров, то в дело пойдут вариации противотанковых ружей - и вся порнография с дисковыми пилами, расчленяющими кабины "боевых фур", просто не реализуется.
Чтобы сложился специфический боевой порядок с шестами, противовесами, огнеметами - требуются систематические столкновения с противником, не обладающим огнестрельным оружием. Но ружья были даже у обнищавших старушек (и патроны у них имелись).
То есть нужно какое-то специфическое дополнение, условие, не позволяющее расстреливать эти кавалькады тарантасов с пятисот метров. Его не озвучили, и не показали - но именно деталировка боевых порядков, слаженность атаки, конструкция машин и экипировка бойцов заставляет поверить в то, что это условие есть. "Верую, ибо нелепо" - создателям фильма удалось вдохнуть жизнь в старую поговорку.
Аналогично с радио - показаны ветрогенераторы на вершине утеса, стало быть, есть электричество. Есть и прожектора. Тогда зачем гелиограф? Можно предположить, что ветряки вращают насосы, используя чисто механическую передачу, но это будет натягиванием совы на глобус.
Понятно, что какие-то технологии деградируют медленнее, какие-то быстрее, что-то можно отыскать в развалинах, каким-то вещам сравнительно просто научить (переливание крови - только где взять реактивы для определения группы крови?).

Наконец, фильм не существует в культурной пустоте. Кроме первой "инкарнации" безумного Макса, где машины еще ездили по шоссе, отчего-то не заметенных песком - есть еще десятки посткатастрофических картин. И в США они имеют двойственное значение - кроме как ужастиков, кошмарчиков и погонь - они показывают архаику в исполнении белого человека. Ту древность, которой англосаксы в Штатах никогда не имели. В антиутопической деградации люди получают картинки обычаев, которые по "древности" могут перещеголять любого "короля Артура".

Так мы подходим в к вопросу - сколько же лет прошло после аллес капута?
С одной стороны главный герой называет себя полицейским - а ему сорок. Фуриоза рассказывает, что её украли шесть тысяч дней назад (меньше двадцати лет).
С другой стороны - устройству этого жаркого, посткатастрофического мира явно больше двадцати лет. Создана, распространена и поддерживается своеобразная религия - и в неё верят. Понятно, что в критической ситуации человек может поверить хоть в черта лысого, но тут видная многослойная архаизация культуры. Шрамирование, пудра и т.п. - это явно обычаи, которые пережили как минимум поколение. Ношение орденов "Бессмертным Джо" - одно, но ведь при одновременном ношении юбки! Если ордена это намек на военное прошлое Джо - то где же форма? Фуриоза, когда её украли, УЖЕ относилась к какому-то клану.
Я понятия не имею, что думают создатели фильма по этому поводу, но я бы "заложился" на 60 лет от начала климатической катастрофы, причем высыхание мира продолжается. Может, сама древняя из старух что-то видела или помнит время, когда людям казалось, что мир еще не окончательно сошел с ума. Сам "Бессмертный Джо" еще мог дорожить медалями, которые молодому военному, родившемуся и выросшему в изолированном поселении, щедро давали постаревшие командиры - но когда он стал главным, то медали давать перестал. Социальное значение "жетончики" утратили.
Продолжается сжатие "относительно культурных" земель - потому у главного оазиса продолжают толпиться сотни людей, которым и есть практически нечего, и работать особо негде. Не то, чтобы они пришли туда в последние месяцы - но за двадцать лет такой поселок либо оброс бы домишками, заборчиками, воротцами, и стал бы смотреться со стороны именно как "фавелла", либо эти калеки с доходягами перемерли бы раньше.
Потому Макс вполне может называть себя полицейским - но был ли он обычным правоохранителем, или значение слова уже изменилось, как поменялись значения множества других слов? Скорее он был силовиком в небольшом клане, может быть, в крошечном изолированном поселении, и полицейским мог именоваться в силу традиции, а не дав присягу государству.

В итоге, не смотря на ряд несообразностей - отличная неоархаическая история, с легко читаемым продолжением. Кто успел залезть на платформу - те новая аристократия. Разобравшие завал войны прибудут к цитадели, кого-то постреляют (как раз калекам и не повезет), Фуриозе с ними придется договариваться, а иначе их младшие браться ночью спустят платформу...
Так что всё вернется на круги своя.
Но эта погоня стоит того, чтобы на неё посмотреть.

П.С. Посмотрел фильм как в русской озвучке, так и в украинской. Ожидал от украинской какой-то мелкой политической гадости - и не ошибся. Группировка "дикообразы" в украинской варианте стала "паскудниками", а единственная фраза, которую они произносили - звучит по-русски.
Прочие различие скорее смешны. "Бензоград" и "Патроновск" в украинском - а вот "Свинцовая ферма" в русском варианте.
"Запомните меня" - говорят смертники в русском варианте, и "смотрите на меня" - в украинском.
Нитроглицерин отчего-то обозвали "олией". А в русском варианте бензин стал "бензаком".
В русском варианте оружейник говорит, что заваруха из-за того, что нужен здоровый наследник, а в украинском - что заваруха из-за здоровенных детей.
Явных заусениц с переводом хватает.

П.П.С. Подгадать с обстоятельствами премьеры - половина дела для фильма :)))
Вон, сериал "Чужестранка" - попаданка в 1743-й, в Шотландию - был выпущен аккурат к референдуму о независимости Шотландии.
Что до "Безумного Макса" - сейчас в США одна из самых страшных засух за последние десятилетия... http://www.vseneprostotak.ru/2015/05/zasuha-v-kalifornii-pogubila-12-5-mln-derevev/
Tags: Кино, кинорецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments