beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Categories:

Настоящая фантастика - 2015 (2)

Анна Михалевская "Иллюзия близости" Очень неплохой подход к проблемам интернетовской самоидентификации человека. С вопросм "кто я" сталкивается каждый пользователь, надолго зависающий в сети. Но хороших текстов на тему работы людей с аватарами - не так много. Причем проблема не только наша - порой и в Штатах снимают фильмы, где "интернет-грамотность" на уровне середины 90-х. Увы, этот текст - отличный подход к снаряду, но без взятия веса. Есть завязка сюжета, развитие...  Но автор выбрала какое-то совсем уж экзотическое фантдопущение с торсионными полями и развязка не придумалась - героев пришлось тупо убивать о стену. Если брать в качестве примера свежую вещь, в которой проблема личности и её техно-отражения раскрыта - это "Квантовый вор" Хайну Райяниеми. Если в формает рассказа, то старая вещь Фрица Лейбнера "Мариана"
Степан Вартанов "Заслуженное уважение" Не самый плохой перевертыш фильма "Хищник". Обыграны межпланетные законы, земные юристы, компьютерные игрушки - но в финале мы понимаем, что последний окоп, он у человека в голове. Ближайшая ананлогия именно перевертыша - рассказ "Я и моя тень" из сборника "Ключи в декабре".
Сергей Чебаненко "Резиновая кукла по имени президент" Видно, что автора достали - он искренне хочет послать подальше власть, оппозицию, подполье и вообще всех. Эта искренность крайне позитивно влияет на метафоры, аллегории и гиберболы в данном тексте. Сравнения не в бровь, а в глаз - яркие, едкие и меткие. Хорошо! Увы, кроме ответа на вопрос - что делать с теми, кто виноват - автор ничего не сказал. Все роботы, а герой вот теперь стал блондинка - практически дАртаньян в белом плаще :)
Майк Гелприн "Теперь так будет всегда" Гелприн в своем репертуаре - есть динамика, удар по эмоциям, неожиданная развязка. Чернуха бьет в нос - но она тут художественно оправдана (вариация ада на земле с моралью). Но, честно говоря, к такому уровню рассказов (вполне достойному) уже привык. Закрученная история, яркие герои, эмоции - ожидаешь, что следующий рассказ произведет то же впечатление, что рассказы Ле Гуин или Каттнера. Но нет этого. Думал, отчего. Имхо, автор еще слишком держится за темп и динамику, за необходимость цеплять читателя - это последствие его участия в конкурсах и приверженности именно конкурсному самообучению. Но если читатель постоянно напряжен, постоянно в ожидании - он куда меньше осмысливает текст.
Игорь Вереснев "Королевские сады" Чистая эмоция - взгляд детей из 80-х на то, что сегодня делается на Донбассе. Но ужас в том, что никакая эмоция больше не может остановить маховик... Это ведь сколько раз было в истории: родные братья дерутся за власть, соседи враждуют так, что и не снилось Ивану Иванычу с Иваном Никифоровичем. Автор показал мечту общества, что все вернутся, всё станет, как было, и десятки тысяч людей не умрут. Но не бывает так, чтобы все стало. как было.
Станислав Шульга "Траффик-трекер"  Попытка осмыслить майдан. К знакомым образам киевского площадного мероприятия, отнесенного на сколько-то лет в будущее, прикрутить немножко киберпанковских финтифлюшек. Вводится герой, который обладает экстраординрыми возможностями в информационной войне. Он хакер. Куда серьезнее классического героя-хакера из "Нейромантика". Но автор пытается доказать, что такой герой будет практически бесполезен - пока не наберется достаточно людей, чтобы станть между враждующими сторонами. Увы, автор не желает понимать политических механизмов, раскручивающих подобные противостония: есть субъективные противоречия, есть объективные, и простыми пожеланиями "просто остановить войну" обойтись не выходит. Уж сколько было миротворцев в человеческой истории, которые жизней сових не щадили, как те монахи, которые во время майдана попытались стать между сторонами.  Если бы автор взял за образчик попытки футурологического описания политики - Брюс Стерлинг "Распад" - пусть не в романном формате, а в моменте многослойности, вышло бы куда как лучше.
Павел Серебрянников "Аутсорсинг" Отличная юмористическая история из жизни сисадминов - звонки бушмену-сисадмину идут во время охоты, причем звонит и чукча, и японец, и русский, и кто только не звонит... Я не очень понял, зачем длиннющее вступление - автор намекает, что программисты всегда занимаются не своей работой, а какими-то вторичными задачами, но это можно было расскзаать в одном абзаце. Рассказ просто превосходен, и анализировать в рецензии его так же глупо, как анатомировать хорошую шутку :))) Интенсивно рекомендую к прочтению.
Космос как предчувствие
Сергей Битюцкий "Аллея героев" - есть старый рассказ о том, как медленный, досветовой корабль, идущий к ближайшей звезде уже двадцать лет, догоняет новый, построенный на Земле три месяца назад. А потом догоняет другой - построенный три дня назад. Так вот это - продолжение. Естественно, не прямое, а смысловое. В нем рассказывается, чем дезертирство с вахты отличается от демобилизации.
Владимир Венгеловский "Прах тебя побери" герой после катастрофы воскрешает мир. Немного вестерна и фронтира. Увы, рассказов, где молодой герой куда-то идет, спасая мир, притом вокруг постапокалипсис - их довольно много. Рассказ серенький, как прах того мира - протагонист и злодей слишком стандартны...
Елена Красносельская "Лохмокоты" Странными же путями талантливые люди могуи добывать себе денежку. Или финансирование проекта. Тут показан один из таких путей, слишком сложный и маловероятный. чтобы стать реальным, но в чем-то изящный. Напоминает плутовские романы или проделки хитрецов.
Владимир Венгловский "Спутанные одной сетью". Ординарная попытка в одном тексте дать киберпанк, комические путешествия, временные скачки и проблему человечности...
Арти Д. Александр  Алекс Громов "Забытая эволюция" Попытка мифотворчества - неогенетика в космосе -  увы, на крайне низком уровне исполнения. Довольно нудно
Александр Денисов "Новый год приходит для всех" - забавная, не без изящества сделанная миниатюра (или все-таки мини-рассказ?). В который раз нам объясняют, что новый год - не то, чем кажется.
Публицистика
Дмитрий Володихин "Остров мастеров в океане смрадного мира" - стандартное, добротное литературоведческое упражнение на темы творчества братьев Стругацких. Автор сам говорит, что напоминает смыслы советской эпохи. Это, увы, изрядно отдает схоластикой - потому как модели конца 60-х это одно, а нынешние фокусы общества (в том числе интеллигенции) немного другое. Моральные построения Стругацких вполне гуманистичны, но горделивость, о которой вскользь упоминает автор - чем она стала у интеллигенции сейчас? Потому в тексте остро недостает циничного рассуждения Пелевина о том, чем интеллигенты отличаются от интеллектуалов.
Анна Ветлугина "Путешествие в наукоград Корсунь". Отвлекусь. Пришел как-то на заседание одного литературного клуба человек, который утверждал, что через затопленные пороги Днепра осуществляется связь земли и неба. И надо спустить водохранилища, чтобы пороги обнажились, населению Днепропетровска переселиться на эти пороги, а сам Днепропетровск сравнять с землей.  В доказательства он предъявлял какие-то распечатки анализов священных текстов, описания путешествий экстрасенсов по Днепру и проекты экологических поселений, начерченные его дипломницами (он был преподаватель).
Подобную ахинею прочитал и в этом рассказе. Якобы интервью и описание поездки в Крым, в 2043-м году, в наукоград Корсунь, окормляемый церковью, при том, что во всем Крыму запрещены громкие звуки и памперсы, кроме туризма экологического есть и туризм эзотерический. Отдает абсурдом, потемкинскими деревнями.
Такое впечатление, что автора некоторым образом развели на деньги в Крыму - причем тон "особых экскурсий" хорошо узнаваем (навязчивый сервис нулевых). Или автор пытается произвести впечатления обиженного экскурсоводами человека.
Надеюсь, это не будущее Крыма, а прошлое...
Если брать стилистику текста, то она сильно уступает статьям из журнала "Эксперт", когда журналист описывает свой визит в город или на предприятие.
Вадим Часов "О дивный новый Крым" - герой путешествует по нескольким вариантам развития Крыма, и в итоге, не хочет возвращаться в реальность. Местами наивно, дает ощущение "детства жанра" - как от повести Порфирия Ифнатьева "На другой планете". Автор пытается изобреть велосипед - и его персонаж, путешествия по вероятностным линиями, отчего-то не споминает множество вопросов, которые возникают у персонажей множества книг и фильмов 20-го века, путешествующих между мирами...
Но рассказ дает явное ощущение завершения сборника. Нечто расстается с читателем.
Итого:
Преимущества сборника:
- объем. Какую-то часть в оглавлении многих сборников приходится отдавать раскрученным именам. С авторами договариваются заранее, приглашают. Или благосклонно принимают присланные ими в общем потоке тексты. Плохо это, хорошо ли - не сейчас отвечать на этот вопрос. Но надо работать и с другими авторами. Хотя бы потому, что партриархи рано или поздно оставят творчество... Составители сборника идут самым простым путем: есть на обложке известные авторы? Есть. А малоизвестные? Тоже есть;
Недостатки сборника стали прямым продолжением его достоинств:
- объем перетекающий в беспорядочность - при чтении, ох, я малость задолбался :)  Люди, нелюди, космос, Крым. Слово "концептуальность" утонуло по пути на Мадагаскар. Стилистическое или тематическое единство? Нет, не слыхал - диалоги, их отсутствие, рассказы от первого лица, от третьего, псевдохроники... Хоть что-то сквозное? Может быть, изменение человека? Нет. Множество персонажей остаются людьми. может быть упорство человека в человечности - тоже нет. Плюс политические мечты. Человек перед лицом новых вызовов? Ох, это слишком уж расплывчатое определение, да и часть указанных вызовов вполне старая. Единая ось не ощущается. Поэтому можно гооврить не о структуре, а о выборке типичных текстов.
Авторы решают проблему "выхода за круг элитарности" чисто количественно. А надо не только собирать тексты, но и выкидывать.  Текстов семь-восемь в сборнике лишние.
Редакторы совершили маленький подвиг, собрав материалы и выпустив книгу - в условиях 14-15 гг. Но, увы, этого подвига недостаточно. Ощущается, что проблема хорошей редактуры, и вообще, доброжелательной и детальной работы с текстами, эта проблема стала застарелой, хронической язвой.
Tags: Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments