beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Categories:

Проблемы разных уровней...

Есть люди - возможно, они считают себя патриотами Украины - которые с удовольствием слушают новости об экономических и технологических (а больше всего - о культурных) проблемах России. Обыкновенно приговаривая, что вот еще нефть подешевеет, доходы упадут, и там поймут...
Имхо, это такая же глупость, как рассуждения последних двадцати лет некоторых российских патриотов(?) - если отключить нефть и газ, то приползут сами (список территорий прилагается). Чечня и Грузия показали, что население можно низвести до средневекового уровня медицины, можно убить львиную долю промышленности, разорвать вековые связи - но если поддерживать какой-то уровень агитации и управления (очень невысокий), то реально не допускать никаких движений на "воссоединение". Выяснилось, что экономические и общественные проблемы - порой просто жуткие - почему-то не оказывают привычного влияния на политику.
"Внешний контур" - с подбрасывание свеженапечатанных долларов - оказывался сильнее любого количества материальных ресурсов, которыми Россия пыталась приманить территории. Верхушка общества в новых государствах оказывается на порядок больше вписана в мировую экономику, чем тяжелая промышленность - в старые советские связи. Проще ампутировать индустрию, и продать станки на металл, чем договариваться с Кремлем.
Нет, в предельном случае - разграбленная территория, где заправляют бандиты - просто теряет потенциал к ведению серьезной войны. Этот пример показала Чечня, когда в 1999-м году у российских войск нашлись искренние союзники, население почему-то не любило ваххабитов и т.п. Бои были жаркие, но "двадцатилетней партизанской войны" не вышло.

Теперь же части населения Украины надо научиться адекватно смотреть на положение дел в России, видеть уровень проблем, их связь с политикой, и потенциальные изменения. Без этого люди обречены на вечный шаманизм у экранов - "ну вот щас нефть станет по писят" или "ну щас хохлы приползут".
И надо так же адекватно смотреть на состояние дел вокруг себя. Без светофильтров в глазах.

Попробуем.

Россия:

- принуждение бюрократии к работе и воровству с прибылей. Напугать отдельного бюрократа уже проблем нет. Даже посадить - тоже практически без проблем. Но вот чтобы он меньше отщипывал от государственного потока денег, это перманентная проблема. Замечу - дисциплинирование идёт не первый год, местами успешно. То есть крупные проекты реализуют, а потом хвост коррупционных дел - как с Владивостоком, посадки, скандалы, снова посадки... (задача - снизить норму избыточного финансирования, которое гарантирует, что проект все-таки запустят);

- возвращение суверенитета: крайне медленно все идет. В условиях санкций и прочего - нет жестов на дальнейшее осложнение обстановки, есть точечные бюрократические удары, на которые чиновники всех стран весьма и весьма горазды. например - теперь решения ЕСПЧ вступят в законную силу только после проверки КАЖДОГО приговора в конституционном суде РФ. То есть очередь останавливается. Или вот, закон о рейтинговых агентствах
" до регистрации в ЦБ вести рейтинговую деятельность запрещено
- возможность использования зарубежных рейтингов объектами рейтинга будет определяться инструкциями ЦБ
- санкции иностранных государств запрещено учитывать при расчете рейтинга, если не доказана реальная способность влиять на выполнение обязательств
- иностранным (неаккредитованным) агентствам вести деятельность по сбору информации можно, но ссылаться можно только на аккредитованные
- все применяемые методики должны быть прозрачны для ЦБ и общества изменения оперативно публиковаться в том числе в инете
"
(если кто не понимает - это борьба с "прогностическим троллингом", когда СМИ раз за разом публикуют типа рейтинги, в которых Зимбабве по количеству научных публикаций выше РФ, равно как и с постоянным "искажением" статистической информации);


- санкции - общее экономическое воздействие - это 25-50 млрд. в 2015-м году (разброс экспертных мнений от Медведева до Джангирова) - что много, хотя в следующем году будет меньше. Есть еще цена на нефть.  Вроде как растет доля экспортной выручки от продуктов нефтепереработки. Но все равно воздействие оказано, есть общий кризис - и количество смертей снова привысило количество рождений. Благосостояние граждан не растет, общество "под ударом". Это - серьезно.

- проблемы с резким поднятием потенциала в промышленности. Частые аварии - самолеты, ЛАЭС-2 и много чего еще. Вдруг выясняется, что нет запчастей, мощностей, людей. Надо сделать, нарастить, пополнить ряды.   Между тем статистика показывает, что идет спад в высокотехнологичных отраслях - в процентах, но все равно спад. Надо переламывать тенденцию - не только кредитами - и это тяжело. Требуется качественно лучшее, планирующее управление, а не рефлексивное. Сложно. Еще проблема - традиционная для многих стран - молодежь не хочет идти на технические специальности. Только на богатые предприятия, в сытые отрасли. Точечные успехи есть, общего решения пока нет;

- при сравнительно явном и общем понимании тактических, отчасти оперативных целей - полная разноголосица в стратегических. Отсутствует главная составляющая идеологии - тот образ будущего, который должна воплощать страна. Есть только самые общие рамки, которые задаются словом "нет" - страна не должна быть халифатом или очередной восточноевропейской "молодой демократией", или очередной китайской провинцией. Но внутренний конфликт между "социалистическим" и "периферийно-капиталистическим" проектами никуда не делся. Коммунистов сделали безопасными, только вот внешняя обстановка требует от государства именно социалистических мер - ограничения чисто имущественных критериев успеха, ограничения накопления состояний чиновниками, громадных социальных гарантий для населения. Даже свой источник кредита для промышленности - требует отказа от чисто меркантильных подходов. Избыточный ресурс позволяет "прятать в карман" это противоречие, но санкции обостряют проблему выбора...

- наконец: отсутствие понятной системы, которая бы обеспечивала преемственность в политическом смысле. Жизнеспособная система должна выращивать политических деятелей, задавать нормы сменяемости. Всенародные выборы стали нормой, но все понимают, что кандидата надо сформировать несколько раньше. Откуда их взять? Чиновничество и бизнес формировали за последние двадцать лет относительно устойчивые "карьерные лестницы", и на уровне многих областей системы отлажены. Но наверху всё еще громадная зависимость от личности одного человека. Из-за этого угроза: элита может плюнуть на развитие (как бывало в российской истории) и менять нефть на айфоны.

Итого: государство пытается заставить работать довольно рыхлый механизм управления, одновременно обновляя его. Периферийная экономика, чтобы претендовать реальную технологическую независимость, требует громадных трудозатрат и серьезного изменения образа жизни верхов (сырьевая независимость есть, военная есть, а вот технологическая - в части отраслей, научная - в части разработок и т.п.). В тотальное противоборство с Западом вступать нет желания, хотя к этому толкает логика вещей - и вступать не хотят. Переориентация на Китай в экономике - идет медленно. Итого - очень крутой поворот, и многих вынесет на обочину. В отношении Украины - попытка заключить соглашение  (в реале просто зафиксировав какое-то равновесие сил), где Украина будет разменной монетой.

Украина:

- прогрессирующая утрата суверенитета и внешнее управление. Тут показательны надежды Джангирова не Яресько. Но Яреско - это уже всё, "гангрена нижних конечностей". Симптомы были давно. Вроде контроля над СБУ со стороны "одного иностранного государства". Так же можно взять одного боксера, подвизавшегося в Германии, сделать его партийным лидером, фронтменом протеста, поставить на должность столичного городского головы - и тут выяснится: голова ему затем, чтобы есть. Или вот вчера - премьер-министр Яценюк после встречи с американским чиновником  срочно присел на лавочку и закурил.

А потом заявил, что США помогут Украине преодолеть энергетическую зависимость от России;

- утрата внутреннего управления. ДЛНР - аналогично, это синдром уже клинической стадии. Но государство создало внутри себя силовые структуры, которые не контролирует, которыми не управляет. Правый сектор - через несколько дня после Мукачево чудит в прежнем репертуаре: ставит блок-посты http://112.ua/video/novyy-blokpost-na-borispolskoy-trasse-ustanovili-chleny-pravogo-sektora-zhurnalist-165652.html.
Косяком идут новости в стиле блокады Львова "http://news.rambler.ru/world/30772235/"
Называя вещи своими именами: батальоны Правого сектора в прошлом году исполняли роль "комиссары+заградотряды" - оказались тем рычагом, который в итоге заставил армию стрелять. Но теперь эти заградотряды переходят на самофинансирование: блок-пост - это локальная точка сбора подати в свой кошелек.
И президент утерся. Государство не может позволить себе открытие второго фронта. И будет терпеть вялотекущую "партизанскую войну".
Да, скоро выборы в местные органы власти. Местная относительно легитимная власть на фоне отсутствующей власти центральной.

- растущее противостояние государства и общества. Сколько сейчас граждан Украины уклоняются от призыва? Чем их больше, тем в более сложном положении находятся военкомы. Сколько граждан Украины ушли в теневую экономику? Чем их больше, тем сложнее налоговикам. Сейчас эти граждане прикидываются ветошью и делают всё, чтобы их не заметили. Или мигрируют. Но что завтра? К какой организации они примкнут?

- эта проблема отчасти компенсируется растущей апатией в обществе. Как первый майдан всем надоел к 2006-му, так и второй - страшно надоел к середине 2015-го. Война - куда более сильный стимулятор, но тоже имеет свойство надоедать. Людей архисложно поднять, организовать, вдохновить. Только прямой материальной заинтересованностью. Предоплата 50%. Или угрозой тюрьмы. Но пока от угрозы предпочитают убегать. Из-за этого политическая система тяготеет к африканским моделям.

- никуда не делся экономический кризис. Его глубина несколько отличается от российской. Война и отсутствие дополнительного ресурса (нефть, газ, уголь, золото, рыба), кроме сельскохозяйственного. Перешли на импорт угля. Нет денег на поддержание инфраструктуры и на снабжение такого количества пенсионеров и вообще потребителей. Нет денег и на перестройку промышленности. Да, что-то дает ай-ти, но не всем, плюс инфраструктурный крах висит постоянной угрозой - а интернет без электричества не фурычит. а в случае социальной катастрофы - кто-то ведь попытается раскулачить богатых айтишников. Идут локальные банкротства - после того, как остановили инфляцию, у населения тупо нет денег. Утрачивается часть технологий и компетенций. Называя вещи своими именами - в стране несколько миллионов лишних людей, которых не может прокормить существующая экономика. Просто часть из них вооружилась и пытается доказывать, что они важные, правильные граждане;

- утрата целевого идеологического образа. ЕС в этом смысле перестал быть реальной целью и стал болезненной фантазией. Полностью, целиком и во всех смыслах. ПС спустил флаг евросоюза во Львове - показательный жест. Образ реального будущего - это самая что ни на есть периферийная капиталистическая экономика, и государство, которое не может оттоптать себе делянку в мировом разделении труда. Греция без членства в ЕС. Торговля зерном, кукурузой, подсолнечным маслом и продуктами переработки рапса. Немного металла и оружия. Янтарь и электричество - локально. Мечта - разместить у себя часть сборочных производств.

Итого: не решив конфликт с ДЛНР, государство теряет контроль над силовыми группировками, оказывается перед угрозой "районного сепаратизма" и находится под частичным внешним управлением, которое обеспечивает деиндустриализацию. Порошенко находится в положении императора Гонория, с той только разницей, что на территорию Украине не вторгаются "сотни тысяч варваров", а варваризуется собственное население. Государство ослабло до такой степени, что можно осуществлять внешнее управление без "плана Маршалла" - а потому Украиной выгодно манипулировать, но не осваивать её территорию.

_____

Набор проблем каждой из сторон определяет модели реального воздействия:

Россия:
- может быть и рада решительным ударом взять Киев. Но каждый хороший управленец нужен там, внутри границ РФ, чтобы запустить новый завод и не развалить старый. И миллиард долларов, который каждую неделю придется тратить только на прокорм Новороссии - тоже не лишний. Реальное "вторжение на Украину" может быть, когда затраты на освоение или хотя бы контроль станут ниже оперативных резервов (денежных и кадровых), не будут угрожать актуальным потребностям. Запас прочности экономики в РФ - уже серьезный, но запас прочности у проектов развития. которые там реализуются - на порядок ниже;
- отказы от быстрого решения задачи - требует импортозамещения. Обретения 99,9% технологической независимости России от Украины. Что требует улучшения свой промышленности и экономики.
- задача подготовки Украины к поглощению - это вынос её из фокуса внимания Запада, разрыв связки Украина-санкции (и, заодно, вхождения в системы мировой политики, альтернативные западным). Отдельная сложность - фрагментировать территорию Украины или продолжать искать "здоровые силы на общегосударственному уровне". Сохранится ли фронт/граница или попытаются интегрировать ДЛНР в Украину? Ответ - во внутреннем выборе, который делает Россия;

Украина:
- повышение затрат на своё поглощение. Стань ярким ядовитым грибом, и тебя не будут есть. Политическая радикализация и готовность подавить силой любой пророссийское движение - стали страховкой от варианта "Крым№2";
- участие во внешних проектах, направленных на подавление/изоляцию/подрыв России. Тут все идет по максимуму: часть активистов майдана съездила в Армению. Не очень, но отметились. В остальном - перебазирование в Россию части "гуманитарных организаций" и поддержание в обществе атмосферы ожидания. Как подпольщики ждали революционной ситуации, так сейчас ждут смерти Путина и московского майдана;
- попытка окончательно разорвать все экономические связи с Россией (но только чужие, "свои люди" должны все сохранять :) ) и встроиться в международную экономику  (слово "европейская" стало чистым эвфемизмом. Основные покупатели продукции Украины - это Саудовская Аравия, Индия, Китай, Египет, Иран и т.п.)
Tags: Политика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments