beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Бакалавры, как валовой продукт...

"...в России идет мощная реорганизация системы высшего образования. В ней, по различным экспертным оценкам, будет три уровня. Наверху — топ-десять вузов, которым достанутся 30% всего государственного заказа в области науки и подготовки кадров высшей квалификации, магистрантов и аспирантов. Дальше — примерно сотня так называемых опорных вузов, которые будут отвечать за развитие отраслей или отдельных регионов: они получат еще примерно 40 — 50% бюджета. А ниже — еще примерно 500 вузов из категории «все остальные», которые, скорее всего, будут учить только бакалавриату, без всякой науки и магистратуры, на их долю выпадет оставшееся финансирование."
http://expert.ru/ural/2015/28/snimaya-bareryi/

Уже лет десять высшее образование мучается от проблемы - как окупить неоправданные ожидания?
В 90-х люди массово сделали ставку на экономическое-юридическое образование, потому как видели в нем одно из немногих средств подняться по социальной лестнице. Выяснилось, однако, что наверху мест мало, дерутся за них насмерть, и "бухгалтер, милый мой бухгалтер" - теперь в состоянии перепроизводства.
Но ВУЗов под это дело наоткрывалось столько, что "туши свет бросай гранаты". Человек без диплома оказыватся "второсортным" (зарплату поднимать не будут), но сам диплом это совсем не билет в светлое будущее. Возникло противоречие: массово лишить население дипломов и вообще этапа высшего образования - означает столкутся с сильнейшим социальным недовольством, а оставить все как есть - значит иметь дело с потерей 4-5 лет трудовой биографии для среднестатистического работника (и ему все равно придется переучиваться).
Каковы способы решения противоречия?
- поднять сложность вступительной процедуры  (задрать баллы по единому экзамену) - нельзя слишком повышать, потому как не все вокруг юные зубрилы и завтрашние гении. Почему при всем ужасе и мраке ЕГЭ государство боится от него отступать? ЕГЭ это один из фетишей, хоть как-то предъявляющих людям "общество равных возможностей";
- сократить количество ВУЗов - сложно, потому как каждый ВУЗ дерется за жизнь, и студенты в нем тоже вполне живые. Затормозили выдачу лицензий для открытия новых ВУЗов и отбирают лицензии у совсем "запаршивевших овец". На Украине практикуют объединение-слияние ВУЗов, но это тоже совсем не панацея;
- стимулировать 4-х летнее образование (бакалавриат) вместо 5-6 летнего (магистратура) - это давно пытаются сделать, что-то получается. Идея хороша тем, что люди экономят один год для трудовой деятельности, а бакалавриат становится местом отбора будущих аспирантов и/или действительно серьезных кадров  (что интересно - я читаю у некоторых 6-ти курсников - там уже практически все устроились на работу);
- ранжировать ВУЗы - что и сказано в цитате: нижние, очевидно, при добровольно-принудительном порядке будут лишены магистратуры, а верхние, я так подозреваю, в итоге пробью себе вариации вступительных экзаменов.

Итого: система образования (вся), сейчас столкнулась с двумя вызовами - с одной стороны мы теперь живем при капитализме, но нельзя проваливаться в сословное общество, иначе полная деградация. А идеи убить среднее образование, чтобы только богатые стали просвещенными - ой как витает в головах. Изложение этих идей, как правило, начинается со слов "элитный", "элита". С другой - электронное образование. Люди все больше привыкают не просто сверяться с Гуглом, но смотреть мануалы в сети по любому поводу. Однако получить таким манером целостную систему знаний и встроиться в исследовательский процесс - на порядок сложнее.
Tags: размышлизм
Subscribe

  • О технике постапока...

    Старая проблема - какой должна быть техника после глобальной катастрофы. Много мнений. Но один из бесценных источников информации - индийские,…

  • «Аччелерандо» Чарльз Стросс

    Сингулярность в темпе presto «Аччелерандо» – тот случай, когда чрезвычайно оптимистический, в смысле скорости прогресса, прогноз…

  • Одноразовость дронов...

    Если любая штуковина, вылетающая из орудийного ствола или из бомболюка, может обладать своими компьютерными мозгами - то одной из форма…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments

  • О технике постапока...

    Старая проблема - какой должна быть техника после глобальной катастрофы. Много мнений. Но один из бесценных источников информации - индийские,…

  • «Аччелерандо» Чарльз Стросс

    Сингулярность в темпе presto «Аччелерандо» – тот случай, когда чрезвычайно оптимистический, в смысле скорости прогресса, прогноз…

  • Одноразовость дронов...

    Если любая штуковина, вылетающая из орудийного ствола или из бомболюка, может обладать своими компьютерными мозгами - то одной из форма…