beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Categories:

Преимущества и недостатки российской системы управления...

Сравнение - хорошо для познания.
Вчера эпично выпустили коррупционерку Васильеву. Но взгляд на "ляп" из Киева или из Минска - это совершенно разные взгляды. Если в первом случае такой фортель смотрится почти невинной шалостью (не на людей же она охотилась?), то во втором - это полный разрыв шаблона, коррупционерки так вот не уходят...
Управленческие проблемы почти всего постсоветского пространства - схожи. Начиная с Николая I-го - Российская империя стала империей чиновников. И тут возникла всегдашняя проблема подобных империй - контроль и самодисциплина управляющего класса.
Нижняя граница - контроля нет или практически нет. Идет вообще-то распад, построение клановых систем, что влечет за собой быстрый регресс. Такому регрессу свое население сопротивляться почти не может (если нет поддержки другого государства - причем прямой, или это не этнические автономии. Но попытки этнократии строить - плохо кончаются)
Верхняя - контроль тщателен и ответственность чиновника высока. Такая, что не все чиновниками хотя быть. Чтобы наверх стремиться, требуется в душе даже какая-то жертвенность. Но для подобного контроля требуется дополнительный контролирующий орган, а за последние полтораста лет сделать самовозобновляющийся орган - не получилось. Жиром заплывает...
В этих границах всегда был дополнительный фактор - ресурс. Зерно, нефть, металл, золото, вологодское масло, лес - на просторах много чего можно сыскать. Благодаря ресурсу бюрократия может снимать самые острые проблемы и покупать решения собственных ошибок.
Получается периодическое усиление/ослабление.
В 90-х три славянских республики прошли точку надира  - по уровню управляемости и контроля - и временно стали подниматься.
В Белоруссии всё понятно - контролирующая система строится вокруг одного человека. И верхний предел качества управления виден простым глазом: а) личная компетентность Лукашенко, б) его личная трудоспособность, в) колебания своих ресурсов и российской помощи. В результате - чистая страна, где строится АЭС, осваивается масса технологий, но есть куча проблем, которые выстрелят после ухода Лукашенко.
На Украине - Кучма, благословив олигархию, попытался стать при ней верховным арбитром с правом карающего меча :)  В начале 2000-х он получил систему, внешне похожую на действующую. Но по материальным ресурсам Украина слишком зависела от России, а по финансово-управленческим - от Запада. В результате - майдан. Арбитра назначить никак не получалось, над желаниями народа чиновники просто ржали, но каждая схватка между группировками была решающей, и под неё требовалась максимальная мобилизация ресурсов, в том числе и на популизм. И на 2015-й мы имеем внешнее управление по важнейшим вопросам, часть внешних кадров, и президента, который стремится к "равноудалению" всех прочих олигархов под предлогом войны. При этом коррупция никуда не делась, и на уровне захвата предприятий - идут вполне себе милитари-разборки. Да и внешний контроль - осуществляют не ангелы в белых одеждах, там тоже прибыль требуется...
В России - нынешний арбитр возник в 1999-м. Собственного контрольно-карательного аппарата, который бы не обращал внимания не персоналии - он создавать не стал. Никакой жертвенности для чиновников. Существовавший "набор силовых ведомств" начал заниматься преимущественно террористами, явными сепаратистами, разными совсем уж кровавыми преступлениями. И борьба с коррупцией для такого арбитра возможна путем выбора более "общественно здоровой" стороны в очередном внутреннем конфликте бюрократии. Надо просто вспомнить - как провожали Лужкова, Шаймиева, Рахимова, Касьянова и много кого еще. Что получается? Постепенное оздоровление климата и улучшение модели управления. Особенно, если ресурса хватает: а) элитные "волки" сыты, б) количество "овец" - то есть населения - не уменьшается, в) власть "пастуха" не оспаривается. Главное в такой модели - именно стабильность. Возможности арбитра постепенно растут, но тема отдельного анализа. Чем-то это напоминает Китай, только вместо конфуцианства - рассуждения о Пятой империи и прослойка патриотов на местах (идеологически мотивированным гражданам власть дают по капельке, чтобы башню не сорвало).
Результат? Я хорошо помню лицо Януковича - официальные фото не могли скрыть его разочарования. Дело было сразу после того, как Медведев "отдал" президентскую власть Путину (заявил, что не будет баллотироваться на выборах). Янукович собирался в Сочи, рассчитывая на обострение противоречий (в такой ситуации, да в Киеве - непременно бы возникло напряжение), дескать, вы тут разбираетесь, я и одному знаю, что сказать, и другому, а потом, в стиле Кучмы, проскользну между капельками, и возьму дешевый газ. Фиг. Деньги на бочку. В этот момент стало ясно, что российская модель управления в противостоянии кризисам - оказалась устойчивей украинской.
Возвращаясь к Васильевой. Это воплощение образа - "никакой жертвенности". Да, неприятности. Служба - всё  ("интересы арбитра" заканчиваются именно в момент увольнения). Колония, опять же. Но - недолго. Ничего людоедского. Государство для человека, а не человек для государства. Естественно, возникнет общественное движение - за её посадку. Я не знаю, может ли она легально выехать из страны (была допущена к государственной тайне?), но если может - лучше ей так и сделать. Я опять-таки не знаю подробностей раскладов - кто за ней стоит, одна ли она уже или как? Это стихийный процесс, или есть указания?
Если качественно посадить её все-таки получится - это будет "завинчивание гаек" для чиновников. Как бы знак. Если нет - тоже знак.
Tags: Политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 26 comments