beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Category:

"Континуум"

Четвертый сезон завершился — и сам сериал благополучно почтил в бозе, потому как все сюжетные линии обрублены столь прочно, а персонажей второго плана проредили так основательно — что пятый сезон, буде таковой снимут, нельзя станет называть иначе, чем "зомби-Континуум".

Четыре сезона — это всегда много для одноплановой идеи "возвращение к себе" - тем более, если группу идейных террористов прямо с казни выкнуло из 2077-го в 2012-й, а с ними попала "хранительница"-спецназовка - то простым возвращением дело не ограничится. Создатели старались расширить поле сюжетных ходов и пошли самым простым путем: там, где поначалу у нас было единое время — и скачок из будущего в прошлое — наросла целая охапка вероятностей, параллельных вселенных, иных будущих и несколько альтернативных прошлых. Если брать чисто сюжетный подход — то сериал не продемонстрировал ничего особенного, львиная доля антагонизмом и роялей из кустов — уже была опробована в романах и рассказах. Не первый десяток лет их пишут :)

Но!

Сериал заслуживает внимания, как пример последовательной и методичной работы, которая поднимает планку произведения. Так слаженная и работящая футбольная команда, без явных звезд в составе — может высоко подняться в чемпионате.

При всех отсрочках и неизбежных фальш-финалах — создатели старались держать темп — не слишком высокий, но и не размазанный. Есть четко выраженные финалы сезонов и большая часть серий заверншается локальныи финишами. В этом смысле "канадский сериал" можно уподобить "фэнтези Андрэ Нортон": все идет без страшных битв и тотальных катастроф, отзвуки которые лишь доносятся с периферии. Драме хватает места в личных трагедиях и перестрелках.

Каждый из персонажей, объявившихся в начале истории, заявленных как важные и существенные для сюжета люди — прошел цикл превращений. Лидер террористического движения Кагами — понял, что не так уж хорош в роли организатора, да и лично взорвался на одной из акций. Главный боевик-террорист, биотехнически доработанный здоровяк — научился ценить жизнь, даже если это жизнь врагов. Юный подпольщик Тесей, который в будущем начнет антикорпоративное движение — сообразил, что требуется системный подход, и бомбами дела не решишь. Компьютерный террорист-очкарик — поначалу до крайности высокомерный - с оружием в руках сунулся выручать товарищей. Юный гений пережил трагедию и стал элементарно отзывчивее - в будущем он уже не превратится в корпоративного монстра. Все это произошло не сразу, порой с натяжками, но в конечном итоге трансформация персонажей видится правдоподобной.

Вообще изначальная идея будущего, в котором победившая сторона пытается стать лучше (корпорации надо выйти из тупика развития), с помощью отправки в прошлое своих противников, а не просто пакета технических данных — идея значимая, взывающая к уровню сложных и противоречивых сюжетов.

Сильный момент сериала — сопоставление технологий разного уровня и, что еще важнее, социально-технических проектов, которые отражаются в каждом изделии той или иной вероятностной линии. Извечная проблема попаданцев — как соорудить тот самый пулемет-вундервафлю, да так, чтобы создать новую отрасль по производству вундервафли — здесь вполне раскрыта: нужны команды, технологии и системы, что требует воплощения именно своего будущего. Не подвели декораторы и дизайнеры — часть "штуковин" смотрится вполне технологично, причем эта технологичность — из разных эпох, из разных альтренатив. Есть боевые костюмы, есть полицейские, есть чисто террористические приспособления и вполне открытые широкой публике изобретения.

Увы, присутствуют в сериале и проблемы.

В первую голову — кондово-политизированный язык, которым персонажи пытаются объяснять друг другу проблемы будущего. Если сейчас на экраны выпустят сериал о попаданце из 1950-х в петровскую Россию, который будет рассказывать о технологиях, но при том описывать будущее в терминах до крайности вульгаризированного марксизма — это произведет грустное впечатление. Так и здесь в дело идут слова-стертые-пятаки — "свобода", "корпорация", "угнетение" и т.п. Они пришли из современного политического дискурса, используются персонажами только в качестве политических фетишей. Поэтому "вилки" будущего раскрываются предельно туманно —  например, в первом сезоне упомянуто состоявшееся в будущем изобретение доступного источника дешевой энергии, который - сюрприз - совершенно не помог гуманизации политической ситуации. Целостный образ мира будущего формируется, скажем так, с издержками, которых можно было избежать при чуть более тщательной проработке сценария. И диалоги персонажей стали бы малость осмысленнее :)

Вторая недоработка — это чисто детективная линия в развитии интриг. Временами она провисает или становится однообразной. Например, главный трикстер сериала - скачущий как боха от "террористов" к "полиции" - откровенно неуязвим. Очень правильно, что сериал завершили фактически на половине четвертого сезона — вероятно, из-за падения рейтингов, но явно вмешивался еще один фактор: с момента прибытия в 2012-й персонажи должны были передать столько технологий нашим современникам, должны были вызвать такие тектонические процессы в мире — что события потребовали бы именно что эпического масштаба съемок. Не говоря уже о качественном усложнении интриги. Однако — события продолжали тяготеть к камерности (бюджет!!!). Для этого авторы вынуждали персонажей соперничать друг с другом, "бодаться" на ровном месте, образно говоря - отвлекаться от главной миссии на локальные квесты, совершенно для сюжета не обязательные. Плюс — появляются разнообразные "дополнительные" организации (некая полиция времени) и "измышленные" сущности (очерерднйо пророк-странник), которые сдерживают размах интриги, и не дают изобретениям посыпаться в настоящее, как зерну из мешка.

Потому — три с половиной сезона и хватит.

А вовремя остановиться — это стать круче "Супернатуралов" :)))

Tags: кинорецензии
Subscribe

  • Вильнёв делает под Веласкеса

    Конечно, меня могут поправить насчет фамилии художника :) С главным героем тут явно уклон в Караваджо. Но суть от этого не изменится - видно…

  • "Мартин Иден"

    Интересно, что получится у европейцев по 100% американской книге?

  • Цзян Цзыя: Легенда об обожествлении

    Очень красивая полнометражная анимация, которая воспринимается скорее сквозь призму эволюции жанра, чем собственного сюжета... Итак, начать тут…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment