beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

"Смотритель"

Вердикт - буддистская проповедь в обертке субъективного реализма.
Автор попытался дойти до предела собственных субъективистских допущений и сконструировать мир, который целиком будет находится в воображении тварного существа, при том, что и само существо будет происхождения далеко не ангельского ("тебя сделали из кареты!")
И возникла проблема, характерная скорее для старого доброго епископа Беркли - где завершается личный глюк и начинается коллективный бред? Как придать стабильность выдуманному миру, который зависит от переживаний буквально одного человека - но населен тысячами людей?
Ответ на это прост - церемонии. Личность очередного Смотрителя надо провести через ряд превращений, этапов становления, воспитательных актов. Тут живо вспоминаешь Дункана Айдахо из "Бога-Императора Дюны", которого снова и снова оживляли, чтобы тот верно служил несколько лет, пока в очередной раз не разочаруется в Лито II. Здесь подход несколько другой - и возможный финал не социальный, а буддистский - но ощущение "прохождения квеста" никуда не исчезает. Собственно, под этапы этого становления и подогнаны многие особенности Новой Земли. И проблемы протагониста - это неуверенность при очередных инициациях, которая может опрокинуть мир в хаос, или самого героя подвести к финалу существования. В этом смысле тантрические мотивы сильно укрепляют стабильность мировоззрения...
Все прочее - обертка.
Местами остроумная - Пелевин не прекращает игр со словами - местами, и это главная проблема текста, откровенно скучная и начётническая.
Дело в том, что автор слишком близко подошел к жанру проповеди. Роман превратился для него в кафедру, с которой он вещает о бренности бытия, иллюзорности мира и блаженстве просветления. А для романа это почти всегда плохо.
Проповедь - жанр весьма специфический. Говорят мало нового, давят на психику, стараются повторить логические цепочки, которые с детства вдалбливались слушателю в голову. Для успеха - требуется доля митинговой истерии, которую так сложно перенести на страницы книги.
"Слово о слове" - как раз похожий текст из другого произведения автора.
Порой, чтобы решить эту проблему - морализаторы пишут роман-воспитание. "Гарри Поттер" :) Тоже ведь наставление, длинное и местами откровенно моралитическое - но ведь интересное? Потому как есть и переживания персонаже, и несколько видом соперничества, и обязательный детективный сюжет, и много чего еще.
В "Смотрителе" прочие линии - детективная, личностная, социальная - почти вырождены.
Да, есть некий идеальный любовный порыв, но идеальность его заслоняет слишком многое.
Детектив - "поздне-акунинский" - то есть злодеем может оказаться любой и бесполезно искать намеки.
Социалка - это просто утопия.
Воспитание - краткое до невозможности. Субъект - просто шестеренка в механизме, которую только вытащили из-под конвейера, использовали, и жизнь по сути завершилась. Мавр может отдыхать.
Читая текст, будто пробегаешь эзотерические фрагменты из всех предыдущих романов Пелевина. Выжимка-конспект.

Роман бесценен для буддистов-неофитов, но для среднего читателя он смотрится странно и скучновато.
Tags: Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments