beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Categories:

И я посмотрел "Тараса Бульбу"

Что же я там увидел?

Живой, немного осовремененый образ большого советского кинематографа. Собственно один состав актеров говорит сам за себя. Их можно разделить на три четкие группы: старые еще советские актеры (Ступка, Боярский и Лауцявичус), новое поколение, которое однако снимается где можно на пространствах бывшего СССР (Вдовиченко, Петренко, Безкруков) и приглашенные для королорита аутентичные иностранцы. В данном случае, если я правильно понимаю, поляки (Магдалена Мельцаж - образ роковой любви). Если смотреть биографии и фамилии - то вообще все переплетено. Это никому ничего не напоминает? :)

Теперь по качеству. Бортко сделал хорошую экранизацию. Фильм получился лучше, чем "Мастер и Маргарита", хотя и не дотягивает до уровня "Идиота". Актеры подобраны соответственно, свои партии отыграли впечатляюще. Батальные сцены порой кажутся не голливудскими и не ежигоффмановскими, но уровень все равно сохраняется. Фильм стоит посмотреть - если жалко денег на кино, пираты стараются вовсю, надо только пошариться в сети.

Разбор всех изменений, дполнений и прочего и прочего - уже пересказан многочисленными критиками. Мне хотелось бы ответить на другой вопрос: сравнить "Тараса Бульбу" с "Огнем и мечом". Оба режиссера экранизировали подчеркнуто патриотические произведения. В обоих случаях сторона, за которую сражадлись главне герои - проиграла (после 1648-го говорить о выигрыше поляков невозможно, а описанное Гоголем восстание, в котором участвовал Бульба, было одним из многих подавленных поляками казачьих восстаний). Почему же у Бортко фильм несомненно более пафосный, иногда на грани хорошего вкуса (именно эту пафосность отчаяно ругают критики, как главный недостаток)?

"Огнем и мечом" - это роман. Со всеми атрибутами романа (кому охота - смотрит в справочниках), и, что особенно важно, со счастливым "частным" окончанием. Так сказать, любовь цветет, а военная карьера главного героя счастливо продолжается. Польша потерляла часть территории, но как государство не погибла. Героине некуда деваться, потому как вся её семья (еще православная?), вырезана отрицательным персонажем. Потому при экранизации Гоффман мог позволить себе некий даже чуть отстраненный взгляд на войну - дескать, поляки правы, но у той стороны есть какая-то своя, пусть не очень понятная правда.
У Гоголя любовь есть жертва войны и жертва противостояния. И отец и брат не могли простить любвеобильного родича. С точки зрения частной жизни - это история гибели семьи Бульбы, погибели его рода (если говорить о его личном, так сказать, биологическом родстве, а не о казачьем братстве). Он восстал против некоей большей на тот момент силы и был сокрушен. Плюс - это повесть. Меньше персонажей второго плана, описательный характер повествования (прошу прощения за тавталогию). Персонажи в своих действия опираются скорее на абстрактные мотивы, потому как чтобы показать в художественном произведении их конкретику - нужны те самые мелкие детали, пятиминутные роли и т.п. Словом - надо показать почему казаки двинулись войной - страдалец№1 и его биография, страдалец№2 и его биографи и т.д. Этого нет у Гоголя. Выходит относительно абстрактный патриотизм против куда как более конкретной любви. В результате казаки, чтобы обосновать свои действия, вынуждены произносить речи и толкать лозунги, а не вести нормальные диалоги.
Subscribe

  • Финал "Вампиров средней полосы"

    Увидел я последнюю серию — и много нехороших слов было подумано мною. Потому как шаблонными действиями серьезно запороли финал. Нет, беременность…

  • «Вампиры средней полосы»

    Удачный проект в провинциальных декорациях... Если вы беретесь экранизировать фантастическую тематику вампиризма — то снято уже столько, что…

  • А что делать с таким продуктом?

    Пересмотрел "Конец Вечности" - советскую экранизацию Айзека Азимова, 1987-го года. С одной стороны - работа откровенно слабая. Есть две…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments

  • Финал "Вампиров средней полосы"

    Увидел я последнюю серию — и много нехороших слов было подумано мною. Потому как шаблонными действиями серьезно запороли финал. Нет, беременность…

  • «Вампиры средней полосы»

    Удачный проект в провинциальных декорациях... Если вы беретесь экранизировать фантастическую тематику вампиризма — то снято уже столько, что…

  • А что делать с таким продуктом?

    Пересмотрел "Конец Вечности" - советскую экранизацию Айзека Азимова, 1987-го года. С одной стороны - работа откровенно слабая. Есть две…