"Последнее королевство"

Автор романов про стрелка Шарпа обратился к другой эпохе, немного другим героям и противостояниям. Теперь это Англия IX-го века, за которую плотно взялись викинги. Первые два романа "Саксонских хроник" как раз и стали восемью сериями первого сезона.
Экранизация производит впечатление аккуратной работы и при том — типичного, серийного продукта.

— бережно обошлись с сюжетом, основные перипетии сохранены. Ради экономии денег часть морских боев перенесли на сушу — особенно впечатляет эта перемена, когда герой с целью грабежа идет не в море на корабле, а вполне себе разбойничает в конном строю... "Затерли" несколько второплановых персонажей:  герою придется драться на суде не с тупым качком, а фактически, с напарником. Но довольно много известных лиц промелькнуло в эпизодических ролях — бедности в постановке не ощущается. Так же очень серьезно отредактировали юность героя — его самозабвенное участие в грабежах викингов. В остальном интрига сохранена;
— гламурность отставлена в сторону. При том нет излишнего натурализма, чрезмерно ярких красок, слишком длинных боевых сцен. Некоторой показательной эстетической умеренностью сериал напоминает "Кадфаэль" — историю о монахе-детективе времен войны между Стефаном и Матильдой...
— герой, конечно, будет жить при любых раскладах, но все же показан человеком с определенными тормозами в голове — часть рискованных действий он обдумывает прежде, чем начинает.

Что удалось:
— хороший подбор исполнителей, актеры старались. Разумеется, актеру сложно отобразить изменение лица человека где-то с шестнадцати до двадцати лет, при том, что заявлены и ранения, и резкая смена конституции. В этом смысле главный герой с одной стороны не соответствует книжному образу, а с другой — достаточно уверенно воплощает тип авантюриста, который стоит в одном шаге от сплошной уголовщины и самого черного беспредела, но шаг этот не делает, оставаясь "правильным бандитом" на службе у короля. Альфреда Великого так же показали соответствующим тексту романов — набожным человеком, которому религия и мешает, и помогает одновременно;
— впечатляюще показали нашествие викингов — в смысле их тотального бандитизма. Тут насколько много аналогий с той же Чечней 90-х, да и с любым варварским нашествием, что остается только смотреть;
— в книгах показано более развернуто, но и в сериале не пропало — ощущение маятника варварство/цивилизация, причем церковь как система — не так уж привязана к конкретному этносу, все равно, кого обрабатывать. То есть: саксы оттеснили бриттов в Уэльс и Корнуолл, сами малость цивилизовались. Но тут новая волна — причем миссионеры вполне откровенно идут к викингам именно с целью переделать их, как раньше саксов. Одновременно викинги, потерявшие темп захватов — вдруг сталкиваются с тем, что выжигание церквей это весело, и множество англосаксов начинает веровать в старых богов (вступая в ряды викингов), но добычи все меньше, проблем все больше, и саксы окончательно в язычество не ударяются. Ограбить страну — можно, а править ей — не выходит;
— королевская власть слаба. "Двор" — это буквально несколько человек, денег на серьезные мероприятия мало, приходится откупаться от данов. В книгах неоднократно подчеркивается, что в городах много обветшавших каменных римских построек, и есть деревянные церкви. В сериале отлично показали впавшего в ничтожество бриттского короля Корнуолла, да и города англосаксов демонстрируются не в лубочном стиле.
С чем проблемы:
— все-таки устранение множество описаний и диалогов не прошло даром. Время кажется спрессованным, а количество персонажей — слишком ограниченным. Даже восемь серий не убирают ощущение пьесы — будто действие можно перенести на сцену и обойтись не самой большой труппой;
— иногда костюмы и прически выглядят подозрительно чисто.
Сериал вышел на твердые 8/10, самую малость не дотягивая до 9/10. Рекомендую всем любителям исторических сериалов.