beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

А что в головах?

Достаточно типичное сожаление пожилого работника науки:
"странная всё-таки получается картина: вот я многие годы, с 1971, когда начал работу над кандидатской диссертацией, по 1987, когда выпустил сборник переводов "Социальные показатели в системе научно-технической политики", занимался социологией науки, от этого времени осталось несколько десятков статей и три книги, о которых никто, кроме меня самого и моих соавторов, тех, конечно, кто ещё жив, не помнит, а также профессиональная компетенция, которая мне очень сильно пригодилась потом, когда я многие годы занимался социологией религии, в период с 1991, когда я начал преподавать в Колледже Св.Фомы Аквинского, до 2015 года, когда мне отказали в продлении контракта с РГГУ, от этого времени тоже осталось десяток статей и три книги, их, правда, некоторые ещё помнят, кое-кто даже читает, а также профессиональная компетенция, которая мне очень сильно помогает теперь, когда я уже практически чисто для себя, не рассчитывая на ангажемент или публикации, занимаюсь так называемой "политической теологией", это что же - практически вся жизнь ушла на подготовку к будущему, которое теперь уже так и не наступит, поздно?"
http://rencus.livejournal.com/1168641.html

Подобное могут сказать очень и очень многие люди. Да, работал, да книги и статьи (у многих и книг нет, и статьи - после защиты кандидатской как-то не пишутся). Но вот, на склоне дней, оглядывается человек, и видит - его академические труды, сами по себе, людям не интересны. Или малоинтересны. Или очень немногим людям.
/в скобках: я, как пишущий понемножку автор, тоже хорошо вижу, что множество текстов - на Самиздате - получает чисто ритуальное посещение - раз в полгода заглянет туда человек, и все. Только 3-4 художественные вещи живут в полном смысле этого слова - о них вспоминают/
Но разве работник науки производит лишь чеканные инструменты мышления?
Есть ведь работа с людьми.
- начальный уровень: это все студенты первых курсов, которым читаются общие дисциплины. Личность преподавателя раскрывается лишь в ракурсе исполнителя, продолжателя традиции "логика", "социология", "философия";
- участие в гумусе: академическая жизнь, как таковая - обсуждение понятий, гипотез, теорий, иногда выдвижение, чаще их критика. Не все могут играть тут первую скрипку, но оркестр не звучит без скромных бубенцов. И тут действительно есть требование - в стол писать нельзя;
- научная традиция как таковая: помощь в становлении аспирантов.

Если научный работник оглядывается, и видит, что звенел бубенцами участвовал в дискуссиях, где рождались серьезные идеи, его лекции помнят хотя бы некоторые студенты, и есть кто-то, кто продолжит традицию его профессии - для него это вполне значимые результаты.
Имхо.
Tags: размышлизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments