Еще раз пересмотрел его сегодня.
Это странная производная от желания врасти в западную культуру, сделать её своей (фильм снимал то же режиссер, который подарил нам советский вариант "Шерлока Холмса"), и от тех несколько лет романтической "почти вседозволенности", когда умирал Союз, слабела цензура (но еще были у кино деньги), и все те замыслы, которые годами вызревали у режиссеров и сценаристов, вдруг получили шанс на материализацию.
Получилась очень изящная переделка повести Марка Твена "Таинственный незнакомец".
Она настолько же миволична и условна, насколько словен и заведомо искусственен "Стакан воды". Город, инквизитор, приходской священник, ведьма на площали, трое мальчишек - каждый из этих образов может существовать только в реальности произведения и ни в коем случае не выдерживает столкновения с реальными историческими подробностями.
Но ни это меня удивило при нынешнем просмотре фильма.
Диалог Сатаны и мальчишек - это вариант диалога Руматы Эсторского с Будахом.
Только Будах был ученый и мыслил абстрактными категориями, большими масштабами - прогрессору приходилось разубеждать его словами, а мальчишки хотели немного, желания их были относительно просты - и падший ангел мог их выполнять.
Но результат то один...