beskarss217891 (beskarss217891) wrote,
beskarss217891
beskarss217891

Categories:

"Бразилья" Йен Макдональд


Тень вторичности лежит на этом романе.
С одной стороны автор не изменяет своей всегдашней методе: берет очередную страну третьего мира - со своей культурой и букетом неповторимых черт, добавляет пригоршню очередных технологических выдумок, и вот уже готов соблазнительный коктейль.
Но в этот раз дело идет медленно и шаблонно.
Во-первых, Бразилия - не просто страна "третьего мира", но и бывшая колония Португалии, теперь в значительной степени ориентированная на США. То есть карнавал, футбол, фавелы - свои, а прорывные технологии - импортные. Жизнь тела - самобытная, а жизнь большого бизнеса и науки - космополитичная. Если в Индии или Турции есть свой пласт культуры, который "отвечает" за осмысление новейших технологий хотя бы тем, что противопоставляет их древности, то в Бразилии это осмысление идет через призму потребления или прямого заимствования (понимаю, что ряд бразильских патриотов может резко на меня обозлиться, люди начнут вспоминать бразильских писателей и поэтов, да много чего. Увы, то что мне известно о Бразилии - подталкивает именно к такому описанию. Может я чего-то не знаю. Политический аспект противостояния США - я здесь не упомянул. И что будет с Бразилией в следующие десятилетия - другой разговор).
Во-вторых, каждый раз в новой стране Макдональд старается взяться за иной пласт технологий, использовать другое фантдопущение. В Бразилии это квантовые компьютеры. Но проблема оригинального фантдопущения - это необходимость показать подробности, которые бы отличали технологию от простого набора хотелок, от чисто фэнтезийных штуковин с наукообразными названиями. Потому, когда в действии появляется квантовый нож, разрезающий все - это вызывает недоумение. Далее - противостояние двух серьезных, трансреальных структур, которые бодаются за возможность управления совокупностью параллельных вселенных - объясняется безо всяких подводов: мир наш умирает, это просто отблеск исчезнувшей реальной вселенной. Просто часть знающих желает просто склеить ласты, а часть устроить какое-то неожиданное космогоническое действие (какое - они еще не придумали) в расчете на новый шанс.
В-третьих:структура произведения и отдельные фишки "не нашей" эпохи. Три линии, Бразилия 1732, 2006, 2032. Когда в XVIII-м веке начинают рассуждать о вычислительных устройствах - тут в голову стучится "Барочная трилогия" Нила Стивенсона, где все это подано на немного другом уровне. Путешествие по реке, с целью найти и при случае убить коллегу, который сошел с ума, и теперь целый племена страдают под его рукой - "Сердце тьмы", "Апокалипсис сегодня". Когда же в 2032-м героиня заявляет, что занималась экономикой параллельных миров - тут я припомнил собственный цикл статей, и нашел, что практически никакой информации эта девушка не сообщает.
В-четвертых: здесь, как ни в каком другом тексте Макдональда, виднен прием поиска и наклеивания "автохтонных" словечек на привычные предметы. Человек взял в руки словарь и принялся ставить другие ярлыки: прохладительный напиток - так, это должно быть что-то бразильское, мелкий воришка - что-то бразильское. Пляжный бонвиван - тоже местное слово. Там, где слова обозначают уникальные явления, из тех, что невозможно простым глазом обозреть у нас - такая манера вполне оправдана и хороша. Но слишком часто опускаешь глаза к подстраничной сноске, читаешь объяснение, и думаешь, что можно было бы вставить более привычный термин.

Но сам текст не напрасно перевели.
Это хороший по динамике, добротный по композиции, с относительно живыми героями, роман.
Квантовые стрелы, которые уничтожают всё на своём пути - хорошая находка (но нет самонаводящейся ракеты...).
Вещества из бразильских лягушек, которые позволяют мысленно путешествовать между мирами - может, и не самая оригинальная выдумка (Кастанеда...), но появляется она вовремя, чтобы увязать сюжетные линии.
Запонилось слово "адмонитор" - особенно крутой ревизор.

Словом, если вы опытный читатель фантастики - то просто хорошо проведете время.
Если начинающий - много чего узнаете. 7/10
Tags: Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment